Преступления будущего: разбираем сексуальность и образ тела в фильме Кроненберга
Друзья, всем привет! На Бусти будем выкладывать не только бонусные эпизоды, но ещё и статьи на разные темы. Сегодня рассказываем, как мы решили посмотреть один фильм и обсудить его. Пока писали текст, поняли, что наши взгляды кардинально различаются — и получилась статья с двумя разными мнениями.
Заодно придумали одну из рубрик, которую тоже хотим вести на Бусти: стримы с просмотром фильмов и нашей реакцией. Как вам идея? Пишите, какое кино нам посмотреть.
Ну а пока погружаемся в сегодняшний фильм. Благодаря «Субстанции» все стали вспоминать про боди-хоррор, а ведь у этого жанра есть король — Дэвид Кроненберг. Сегодня обсудим его фильм «Преступления будущего» (2022): не хоррор, но телесности там достаточно.
В чём соль: в будущем человечество настолько эволюционировало, что люди больше не чувствуют боль и не заражаются инфекционными болезнями. Это позволяет проводить операции в любом месте без наркоза.
У некоторых ещё и растут новые органы, неизвестные науке. Такому синдрому как раз подвержен главный герой, художник Сол (Вигго Мортенсен). Вместе с напарницей Каприс (Леа Сейду) они проводят перформансы: производят вскрытия и извлекают органы на глазах у публики.
Мнение Ани
«Для меня это — любопытное исследование нашей сексуальности и телесности. Отношения главных героев балансируют на грани рабочих и романтических. Но примечательно, что секса там нет — в фильме вообще нет секса «по-старинке». Его заменила хирургия. Несколько раз мельком мы видим сцены, в которых люди режут друг друга — и получают от этого сексуальное удовольствие.
Это, конечно, прямая метафора к пенетрации: только проникает внутрь не пенис, а нож. Это как у серийных убийц с импотенцией, которые не могут изнасиловать жертву: они её закалывают ножом (Чикатило — отличный пример).
Такой взгляд на секс рождает сразу несколько мыслей.
— «Мы всё дальше от бога», изменение секса в будущем неизбежно, скоро его заменит что-то иное. Кстати, выпуск про киберсекс у нас в планах — ведь всякие девайсы и куклы вполне себе находят место в современном мире.
— Это неприкрытая агрессия: об этом мы, кстати, уже рассказывали в одном из эпизодов.
— Это неосознанное стремление к боли или даже к смерти, не только созидательная, и но и деструктивная сила. Желание доминировать или быть наказанным.
— Это предельная уязвимость и доверие, когда человек буквально раскрывает себя изнутри своему партнёру.
Не смогла выбрать что-то одно: кажется, это и классно, когда кино уводит тебя в такие размышления».
Мнение Ксюши
«для меня фильм — жесткая и грустная сатира над «поисками глубинного смысла» и миром, где отрезать от себя куски стало новым веянием моды (главное, завернуть это в обертку «перфоманса»).
мир вокруг героев фильма в упадке, но у них есть новые ценности: сверхсовременная электроника и возможность делать со своим телом всё, что они захотят, например, полосовать себе щеки и называть это «поисками себя» и «внутренней красоты».
люди, наблюдающие за перфомансами Сола и Одиль (ещё одной акционистки) тоже мечтают попасть в «высший свет» и что-нибудь себе откромсать.
очень похоже на наш век расцвета пластической хирургии и косметологии, где можно буквально скроить себе новое лицо, грудь, зад или убрать пару ребер — в погоне за эталонным телом все средства хороши.
еще один вектор размышлений режиссера — современный акционизм (и любители этого акционизма).
к примеру, «это не пищеварение — это мой кишечный перфоманс, наполненный смыслами о скоротечности жизни…», и ассоциации к «заявлениям» с помощью прибивания тестикул к мостовой на Красной площади.
герои фильма будто бы застряли в иллюзиях о своей элитарности, где искусством можно называть все, что заблагорассудится, достаточно любого действия, и превосходством формы над содержанием».
Что думаете? Какое мнение вам ближе? Смотрели этот фильм? Давайте обсуждать в комментариях.