RU
Татьяна Князева
Татьяна Князева
2 подписчика
Рада вас приветствовать в своём Лесном царстве!
В этом посте я расскажу о своём полотенце «Женские фигуры с цветами» и представлю схему, которую вы можете приобрести.
Моё полотенце – реплика этнографического образца конца XIX - нач. XX
веков, хранящегося в фондах Тверского государственного объединённого
музея. Конец полотенца как-то привозили в тверской Музейно-выставочный центр имени Лизы Чайкиной, где были представлены изделия из Бежецкого района. Будучи студенткой филиала ГАСКа (кафедры Народное творчество), я им вдохновилась и вышила своё полноценное полотенце. Для него осталось только довязать кружево.
Саму технику вышивки называют «двухсторонняя роспись», полукрест, строчка, шов туда-сюда. Очень интересно его название «досюльный шов»,
т.е. известный до сего времени, старинный. Этим швом выполняются самые
различные, очень сложные по композиции узоры, которые отражают древние мифы, в том числе славянские. Рукодельницы используют его веками, вышивая только им всё изделие или сочетая с другими техниками. С первоговзгляда он заворожил и меня.
По технике: шов роспись выполняется мелкими стежками в два приёма.
Сначала один стежок шьётся по лицевой стороне, другой по изнаночной. И
так продвигаются вперёд. А затем обратным ходом заполняются  пропущенные места. Получается непрерывная линия, контуром вырисовывающая узор. Наглядно саму технологию и материалы я сниму на видео и обязательно вам покажу.
В оригинале вышивку исполняли на домотканом льняном полотне хлопковыми красными нитями. В своём полотенце я использовала белорусский тонкий лён и шерстяную тонкую нить для вязания. Выбранная
нить по фактуре, толщине и цвету показалась мне наиболее подходящей.
Для вас я сделаю вышитые образцы с разными нитями: мулине, шерстяной и хлопковой пряжей, шёлком. Да, представляете, есть образцы, вышитые
нашими бабушками прабабушками именно шёлком! Ведь у нас в России уже в XVI веке были свои производства шёлка. Это отдельная интересная история.
Про символику данной вышивки. У народов древнего мира орнамент всегда
что-то обозначал, наделялся значениями и благопожеланиями. В последующие века эти смыслы утрачивались, изменялись. Но общий и главный архаический смысл остаётся неизменным – плодородие. Он прослеживается не только у нас, но и по всему миру.
Главный персонаж нашей вышивки, это женская фигура. Этнографы и другие учёные считают, что это славянская богиня Мокошь (Макошь), чей образ тесно связан с прядением и ткачеством, а также с судьбой и плодородием. Эта связь явственно прослеживается в обрядах, поверьях, в частности тех, что окружали прядение и рукоделие. История происхождения этой богини давняя — упоминания встречаются в дохристианских летописях, в том числе в «Повести временных лет».
Женская фигура также всегда связана с другими символами плодородия:
деревом, птицами, животными, солнечными знаками. Посмотрите, как условно она решена. В разных вариациях вышивки из тела богини прорастают ветви, а вместо головы у неё изображение ромба – древнего символа солнца. Порой её фигура сама напоминает дерево. А сами деревья, являющиеся символами плодородия, жизни и мироздания, ещё больше усиливают смысл этой вышивки.
Вышивкой с женскими фигурами и деревьями украшались не только полотенца, а также рубахи и передники костюма, подзоры, лакомки (небольшая сумочка на витом шнуре или тканой тесьме).
Красный цвет нити также имеет важное значение. Само слово «красный» в
русском языке означает красивый, прекрасный, лучший. А красный оттенок в первую очередь является цветом крови – символом жизни и процветания. У многих народов мира он считался священным и главным цветом. Поэтому он является основным и доминирующим в вышивке.
Если в этой работе красный цвет заменить на другой, а белый лён на другую основу, то вышивка просто потеряется. Не будет такой красивой, сияющей и привлекающей внимание. А вот поиграться с оттенком красного и выбором подходящей нити вы вполне можете. Основу для этой работы я бы порекомендовала льняную или с примесью льна. Традиционную вышивку всегда лучше вышивать на льне. Это проверенный нашими предками и временем материал. На нём не только приятно вышивать, но и смотрится вышивка естественно и гармонично.
Надеюсь, что вы не испугаетесь новой и в тоже время знакомой для вас техники – двухсторонней росписи. Если вы захотите сделать картину или
оформить в прикладное изделие, где не будет видно изнанки, то технику
можно упростить. Только помните: на тонком льне, красную изнаночную нить хорошо будет видно с лица. Поэтому даже для таких работ проще будет следовать технологии исполнения. Она на самом деле простая и очень увлекательная. Лично мне сложно остановиться, когда добираюсь до своего второго полотенца. Кстати, схема для него готова. Как отошью половину работы и пойму, что больше корректировок вносить не нужно, она будет доступна для вас. А процессом вскоре поделюсь как раз в видео о технике росписи.
Буду рада вашим отзывам, вопросам и просто общению!
Обнимаю.

Уровни подписки

Нет уровней подписки
Наверх