RU
Пушистик
Пушистик
178 подписчиков

Книжный клуб

В августе 2к20 написал твит — попросил подписчиков поделиться любимыми книжками (нужно было взять что-то в отпуск). 
Насоветовали.
Отсортировал (убрал то, что уже читал). 
Список получился такой:
Платонов — Чевенгур✔️
Джефф Нун — Вирт
Джонатан Троппер — Дальше живите сами
Лу Эрланд — Наивно. Супер
Джон Фаулз — Волхв✔️
Поляринов — Центр тяжести
Владимир Сорокин — День опричника
Цвейг — Нетерпение сердца
Рэй Брэдбери — Лед и Пламя (рассказы)
Халед Хоссейни — Тысяча сияющих солнц
Джек Лондон — Мартин Иден
Кормак МакКарти — Дорога✔️
Кадзуо Исигуро — Не отпускай меня
Нил Гейман — Никогде (Задверье)
Ирвин Шоу — Ночной портье
Артур Хейли — Детектив / Вечерние новости / Отель
Мишель Уэльбек — Платформа
Генри Торо — Уолден, или Жизнь в лесу
Айн Рэнд — Источник
Дэн Симмонс — Террор
Эрих Фромм — Бегство от свободы✔️
Ирвин Ялом — Шопенгауэр как лекарство / Когда Ницше плакал
Умберто Эко — Маятник Фуко / Имя розы
Ханья Янагихара — Маленькая жизнь
Халед Хоссейни — Бегущий за ветром
Юкио Мисима — Исповедь маски
Герман Гессе — Степной волк✔️
Мариам Петросян — Дом, в котором
Николас Димитров — Дилер реальности
Джозеф Хеллер — Уловка 22
Ирвин Уэлш — Клей
Мария Корелли — Скорбь Сатаны
Фэнни Флэгг — Жареные зеленые помидоры
Эмили Бронте — Грозовой перевал
Чингиз Айтматов — Плаха
Виктор Гюго — Отверженные / Человек, который смеётся
Роберт Пирсиг — Дзен и искусство ухода за мотоциклом
Маркус Зусак — Я посланник
Сомерсет Моэм — Теарт / Острие бритвы / Узорный покров
Харуки Мураками — Хроники заводной птицы
Анри Шарьер — Мотылек (Папийон)
Александр Куприн — Яма
Зебальд — Кольца Сатурна
Уильям Фолкнер — Свет в августе
Джек Керуак, Уильям Берроуз — И бегемоты сварились в своих бассейнах
Джонатан Фоер — Жутко громко и запредельно близко
Дэн Браун — Инферно
Зигфрид Ленц — Урок немецкого
(галочками отметил книжки, которые успел прочитать за это время).
Хочу дать рецензию на прочитанное. В т.ч. несколько книг не из этого списка (подарки друзей).  
Читаю я не много, в целом. Но в последнее время, после переезда, снова появилось время и желание. Планирую добить весь список и честно оценить, что вы тут насоветовали😎
Итак:
- обложка
- избранная цитата
- короткий отзыв
- оценка
Поехали!🤓
1) Дорога
Кормак Маккарти
— Зернистый воздух, вкус которого навсегда остается во рту. Они стояли под дождем, как стояло стадо, застигнутое непогодой. Затем двинулись дальше, растянув полиэтилен над головой, под монотонный шум дождя. Ноги насквозь промокли и замерзли, а обувь скоро совсем развалится. На склонах — мертвые, втоптанные в грязь стебли пшеницы. В пелене дождя — черные силуэты обугленных деревьев на гребнях холмов. 
Как сейчас помню, открыл ее в лобби турецкого отеля (даже фото есть в Осени жизни). Начал читать. И сразу это редкое чувство, когда не хочешь, чтоб книга заканчивалась. Идеальный постапокалипсис. Идеальный слог. Идеально разбито на кусочки (читать очень легко). Никакого "мыла", не обо что запнуться. Смакуй помаленечку, закрывай, чтоб осталось на вечер. 
Особое послевкусие этой гари, выжженной земли, на контрасте с отелем, купанием в голубом море и отдыхом.
5/5!
2) Бегство от свободы
Эрих Фромм
— Он сделался свободен от внешних оков, которые мешали ему действовать и думать так, как он считает нужным. Он был бы свободен вести себя по своей воле, если бы знал, чего хочет, что думает, что чувствует. Однако он не знает. Он соглашается с анонимным авторитетом и становится личностью, которая не он. Чем больше он так поступает, тем более бессильным себя чувствует, тем больше принуждается к конформизму. Несмотря на внешний оптимизм и инициативу, современный человек одержим глубоким чувством бессилия, которое заставляет его смотреть на приближающуюся катастрофу, словно он парализован.
Также прекрасная книга, пропитанная пальчиками с морской солью.
Писал уже на нее рецензию, сразу по прочтению, сидя на пляже.
Просто продублирую:
"По Фромму, мое бегство от свободы в разрушительности. В котором своеобразный садизм проявляется не в отношении конкретных индивидов, а в отношении мира, как такового. Механизм этого бегства в том, что современный человек, получив личную свободу, независимость и дистанцировавшись от социальных групп, типичных для предыдущих веков, остался один.
Поскольку одиночество и нарастающая изоляция для человека невыносимы, каждый из нас начинает искать выход, примыкая к чему-то большему (делаясь несвободным, но принадлежным винтиком), а в отношении к индивидам — поглощая (садизм), либо подпадая по доминацию (мазохизм). Таким образом, твое напуганное "я" либо растворяется в ком-то, либо изменяется за счет другого — тем самым устраняется проблема одиночества.
Типичный же выход для современного индивида в борьбе со своей собственной ничтожностью — это перестать быть собой (присоединиться к общему), заменить свои личные чувства, желания и мысли на то, что навязывает (ждет от тебя) общество. В этой мимикрии мы заходим так далеко, что ничего настоящего (спонтанного) в нас не остается (хоть нам может казаться и по-другому).
Таким образом, все мы живем в нарастающем стрессе от подавления истинных чувств и устремлений — в страхе, что наше псевдоспасение от изоляции рухнет, если мы перестанем соответствовать ожиданиям других. Истинная, спонтанная, живая свобода — есть непосильная ноша, наша свобода — "свобода от" (негативная), в то время как до позитивной свободы — "свободы для" мы, как общество, только должны дорасти.
Мое же бегство, разрешение этого невыносимого противоречия "Я vs. Все остальное" в уничтожении всего остального, например, через мысли о суициде — таким образом я устраняю не себя, а все внешние, пугающие раздражители, оставаясь в итоге один без мира, а значит в безопасности (полной свободе).
Книга, несмотря на то, что не является художественной литературой, читается довольно легко и, если не торопиться, хорошо усваивается. Рекомендую."
5/5
3) Волхв
Джон Фаулз
— Я снова поднял ружье и направил дуло в лицо. Концы палки торчали в разные стороны, ожидая, когда я надавлю на них ступнями. Ни ветерка. За много миль отсюда загудел афинский пароход, направляющийся к острову.
Волхв, Волхв, Волхв... Толстенный Волхв. Что же с тобой делать. Столько противоречий. Третья книга, которая была привезена в отпуск. Начал читать. Пошло хорошо, но чуть дальше забуксовал. Неестественные, вымученные диалоги. Попытался заставить себя... Нихуя — дальше хуже. Плюнул. Написал в Осень, что книга хуйня. После чего получил несколько ЛС с тем, что ничего-то я не понимаю и книга великая, дальше все самое интересное!
Делать нечего, стал читать. Перебрался во вторую главу, дело и правда пошло. Любовно-философский роман с налетом мистики. Крутые описания, природа, тоска, греческий остров. Очень живая картинка. При этом много лишнего, много воды, много пошловатых оборотов. Та же самая цитата, которую нашел сразу, потому что хорошо запомнил — последние предложения в этом абзаце "Но меня уже окружал колокол пустоты. Смерть подошла вплотную" — и сразу повеяло говнецом...😏
С таким лицом я и пытался ее осилить — и интересно, чем закончится, и вязнешь в этих фразах, в вымученности, ощущяя, что тебя тупо наебывают и вся эта "мистика" и "загадка" так и останется ничем, и настоящий "ценитель" (как и с сериалом Lost) должен ахнуть, раскрыв рты, уставившись на заднюю корку. 
Честно признаться, так и не дочитал, бросил на двух третьих. Не люблю себя мучать. Очень страшно остаться в дураках в конце (а судя по всему, так и будет). Пускай лучше так, пускай останется "загадка". 
Тем не менее, уверен, у многих она вызовет живой отклик. Как у того же Илюши, который считает ее лучшей книгой на свете. Не знаю. Может просто не мое.
3/5
4) Чевенгур
Андрей Платонов
— Кладбище было укрыто умершими листьями, по их покою всякие ноги сразу затихали и ступали мирно. Всюду стояли крестьянские кресты, многие без имени и без памяти о покойном. Сашу заинтересовали те кресты, которые были самые ветхие и тоже собирались упасть и умереть в земле. Могилы без крестов были еще лучше — в их глубине лежали люди, ставшие навеки сиротами: у них тоже умерли матери, а отцы некоторых утонули в реках и озерах. Могильный бугор отца Саши растоптался — через него лежала тропинка, по которой носили новые гробы в глушь кладбища. 
Специально поставил Чевенгур первым в списке. Помню, как-то давно читал Котлован и очень понравилось. Даже не то, чтобы понравилось, но запал в душу слог, простая беззлобная хтонь.
Искал в книжном, но не мог найти. Пару месяцев назад подарил друг на новоселье (специально ему заказал — дал список). 
Начал читать (аккуратно осмотрев со всех сторон). Первые буквы и сразу все понятно — тот самый, ни дать, ни взять! Смерть, беднота, человеческая изнанка — как монотонный гул. Хорошо ты пишешь, Андрей батькович, но уж больно тяжело, больно тяжело. Будем читать потихонечку, хоть и хотелось бы чего-то прям сейчас повеселее, чего-то жизнеутверждающего.
Через пару дней настроение улучшилось и дело пошло. Первая четверть книги прям хорошо. Но чем дальше, тем меньше начинал понимать, что происходит. Потом вообще чистая комедия, социалистическо-донкихотская сатира. Причем местами явно вязнешь. Ну, затянуто же. Ну, не то я ожидал совсем. Все думал, что ошибся и ближе к концу опять вернется в нужное русло. Нет, нихуя. С большим трудом долистал и могу сказать только одно — любую книгу можно спасти, сократив наполовину. Так же, как и Котлован, Чевенгур должен быть рассказом, а не романом. Да, горячо рекомендовали. Да, слышал отзывы. Но как-то не зашло совсем. Ловил себя на мысли только, как бы ахуенно было у Платонова почитать фентези, т.е. этим слогом, этой пылью и могилами, простым языком писать про эльфов и магов, про драконов и орков. Хотя бы описания Шира, короткие наброски хоббитов. Вот, что должен был писать Платонов. А читать его слогом про социалку и бедноту — да, лучше не напишешь, но вопрос — зачем?
Короче, тяжело. И ожидал я другого.
3,5/5
5) Степной волк
Герман Гессе
— Даже если сегодня в борьбе отчаяния с трусостью победит трусость, то все равно завтра и каждодневно передо мной снова будет стоять отчаяние, да еще усугубленное моим презрением к себе. Так я и буду опять хвататься за бритву и опять отбрасывать ее, пока наконец не свершится. Уж лучше сегодня же!
Закончил только вчера. Под впечатлением. Читал у него как-то давно Сиддхартху — точно такие же чувства, помню, ходил пару дней сам не свой.
Лежала на полках все эти годы, но почему-то не брал (не знаю почему). Даже рад, на самом деле — сейчас я ближе к степному волку, чем когда либо. 
Тут должна быть картиночка:
"считаю ли я, что эта книга про меня?" 
(Майкл Скотт) "— Yes i do."
5/5!
6) Сага об угре
Патрик Свенссон
— Я тянул как можно медленнее, словно желания продлить удовольствие. Однако леска была короткая и поблизости не рос тростник, где угорь мог бы укрыться, так что вскоре я поднял его над поверхностью воды и увидел, как блестящее желто-коричневое тело извивается в рассветных лучах. Я попытался схватить его за голову, но его практически невозможно было удержать. Угорь, как змея, обвился вокруг моей руки от запястья до локтя, и я почувствовал его силу — скорее статичную, чем в движении. Если я его уроню, он немедленно кинется обратно прочь по траве и нырнет в воду.
Книга, подаренная моей давней подругой (как и две следующие). Много читает. Не скупится на подарки (без повода). И почти всегда угадывает. Как она сама мне ее описывала — "книга, написанная с любовью". Настоящая сага. Действительно, никогда не задумывался о том, что из себя представляет угорь — тот самый вкусный угорь в роллах, и тот, непонятный и страшный, когда живой. Где он живет? Что делает? Как его ловят? Что за секреты хранит? 
Читается очень легко. Особая обложка — первое время даже пытался протирать влажной салфеткой, но, как я понял, в этом и соль — придать ей кожу "угря".
К минусам можно отнести некоторую "водянистость" и местами скучноватый слог. Возможно, дело в переводе, хз.
4/5
7) Дикая охота короля Стаха
Владимир Короткевич
— Это был ужас, застарелый темный ужас. Не ужас, заставляющий на минуту встать дыбом волосы, а ужас, который настаивается годами, который становится наконец привычным состоянием для организма, от которого не избавляются даже во сне.
Белорусский писатель. Большая подарочка книга. Гнетущая атмосфера в купе с таинственностью и готичными иллюстрациями почему-то навеяли привкус Берсерка (на белорусской земле). Захватывающе, самобытно. Писал даже про нее отельный пост.
Короче,
5/5
8) MOBY "Саундтрек моей жизни"
Моби
(Уже успел дать почитать, поэтому обложку пришлось взять из интернета. Зато сфоткал, еще тогда, страницу с цитатой)
— Я поднес стакан ко рту, почувствовав запах пива всего лишь в дюйме от носа, и выпил свою первую порцию спиртного после восьми лет самодовольного трезвенничества.
Мои друзья перестали говорить и уставились на меня. После момента изумленного молчания они все одновременно закричали:
— Что ты делаешь?
— Ты же трезвенник!
— Нет, Моби!
— Ты не пьешь!
Я поднял руку, чтобы остановить их потоки слов, снова поднес кружку ко рту и допил пинту до дна. Стукнув кружкой по столу, я громко выдохнул и сказал:
— Прекрасно!
Автобиография Моби, выпущенная в 2016 году. С Моби вообще связанно довольно много, еще в студенческие годы альбом Play был саундреком наших посиделок. Успел послушать его еще на кассетах, в плеере. Потом альбом с эмбиентом, который почти никто не знает. Короче, прям ностальгия. 
Пишет про свою жизнь, бедное детство, диджейство, становление музыкантом, сомнения и пр. Приправлено ч/ю и вниманием к деталям.
Не всем, конечно, но ценителям точно зайдет. Прочитал на одном дыхании.
5/5
На этом все. До встречи, книголюбы!🖖

Уровни подписки

Нет уровней подписки
Наверх