RU
Ed Star
Ed Star
9 подписчиков

История философии. Философия Сократа

Так уж сложилось, что в Античной философии принято выделять два больших периода или направления: досократическая философия («досократики») и непосредственно философия Сократа и его сторонников и последователей («сократики»). Дело конечно не в том, что философия Сократа стала настолько более прогрессивной, что разделила историю Античной мысли на до и после. Сократ обратился к другим проблемам и использовал для своих философских измышлений особый метод. И раз уж такое разделение Античной философии всё-таки устоялось и до сих сохраняет свою актуальность, значит что-то особенное да всё-таки было в философии Сократа. В чем же она заключалась?
Восстановить некую истинную систему философии Сократа во всей полноте не представляется возможным. Сам Сократ ничего, судя по всему, не писал, а всё, что до нас дошло о нем и его философии – это тексты его учеников и противников, а также людей, которые жили уже значительно позже Сократа. По этим текстам мы и восстанавливаем, лишь примерно, в общем виде, то, чему, вероятно, и учил Сократ.
Сократ поднял философию на новый уровень, став, фактически, основоположником культуры логико-философского мышления. Эта особая логика мышления Сократа была представлена в его знаменитом методе поиска истины, который так и вошел в историю как "метод Сократа".
Основа метода - диалог, участники которого постепенно приходят к более полному пониманию предмета, о котором они начали разговор. В сократовском диалоге можно выделить 3 основных элемента, которые условно можно считать этапами диалога:
1. Ирония, в ходе которой Сократ показывает противоречивость взглядов оппонента,
2. Майевтика, в ходе которой Сократ не дает готовых ответов, но вместе с оппонентом приходит к новому, более глубокому знанию,
3. Третий этап не получил какого-то особого названия, но по сути это некий вывод, в рамках которого дается более глубокое и полное определение тому предмету, о котором был весь диалог.
Ирония Сократа заключается в том, что, начиная диалог, Сократ обращался к человеку, позиционирующему себя как "эксперта" в той или иной теме, а сам Сократ притворялся простаком, желающим узнать и понять, выражаясь современным языком, "экспертное мнение". В ходе иронической части диалога, Сократ в роли простака задавал "эксперту" такие вопросы, которые в конце концов ставили "эксперта" в тупик и он оказывался в довольно комичном положении, признавая (прежде всего перед самим собой), что не такой уж он и "эксперт" на самом деле. Так, фактически, расчищался путь для нового знания, потому что человек не может эффективно познавать мир, когда он считает, что и так всё знает.
На этапе майевтики, когда изначальный "эксперт" понял, что он ничего не знает на самом деле, но теперь уже по-настоящему хочет узнать, Сократ задает ему наводящие вопросы, которые индуктивно приводят человека к более глубокому пониманию предмета.
И на последнем, заключительном этапе, участники диалога приходят к некоему выводу, согласию или более полному и истинному определению того предмета, о котором был диалог.
Фактически, метод Сократа - это начало диалектического мышления Гегеля, его зарождение. Почему? Обратите внимание, как строится сам ход сократовского диалога: сначала есть некий тезис (от "эксперта", когда его "экспертность" еще не разрушена), затем на стадии иронии Сократ показывает противоречивость тезиса (разрушает "экспертность эксперта"), а в конце, через индукцию, и Сократ и его собеседник приходят к новому, более полному и глубокому тезису. Мы видим здесь триадическое мышление: тезис -> его распад на противоречия (антитезис) -> новый, более совершенный тезис (синтез). Вот где на самом деле начинается Гегель! С самого Сократа, 2500 лет назад!
Однако метод Сократа еще не был в полной мере научным. Он скорее был чем-то интуитивным, еще не формализованным, не отшлифованным, границы применения метода были не до конца ясны, ведь сам Сократ рассуждал со своими собеседниками в основном над вопросами этического характера. И вот последующим философам как раз и предстояло понять, насколько такое триадическое мышление действительно полезно и правильно, соответствует законам логики, как устроена сама логика и наше мышление, что вообще мы знать и понять можем, а чего не можем и т.д. Метод Сократа был подхвачен и развит Платоном. О Платоне, возможно, еще поговорим в других постах.
Но не только в этом методе заключалась философия Сократа. Сократ считал, что суть философии - поиск истины. Наши представления о мире должны соответствовать истине, а для этого истинными, правильными должны быть наши понятия. Именно понятиями должна заниматься философия, то есть определением, формированием истинных понятий, соответствующих действительности. Без истинных понятий, полагал Сократ, мы запутаемся и лишь отдалимся от истины. В понятиях - мерило истины. Сущность понятий, их взаимосвязь, их генезис - еще одна важнейшая философская проблема, над которой будут биться философы на протяжении 2000 лет после Сократа, и во многом именно этой (но и не только) проблеме и будет посвящена "Наука логики"  Гегеля.
Однако сам Сократ направил свой философский поиск, прежде всего, на этические проблемы, то есть искал основания для разделения человеческих поступков на благие, правильные и неблагие, неправильные, пытался понять, что есть добро, а что - зло. Интересно, что именно за это Ф. Ницше критиковал Сократа. По мнению Ф. Ницше Сократ с его философией стал свидетельством упадка древнегреческой культуры, так как из-за обращения Сократа не к объективным вопросам устройства бытия, как делали предшествующие философы, а к субъективным представлениям о благе и морали, философия начала отрываться от науки, терять научный метод. Ф. Ницше считал, что Сократ искал не истинную суть вещей, а лишь то, что обеспечит счастье и благо человеку, убережет его от неправильных поступков, хотя едва ли можно с той или иной долей определенности найти что-то правильное и неправильное в нашем мире.
Оценка Ф. Ницше, на самом деле, крайне интересна, но все-таки, кажется, что философия должна была рано или поздно обратиться к внутреннему миру человека, и если бы этого не сделал Сократ, это, в любом случае, должен был бы сделать кто-то другой.
В целом же, современные философы признают большой вклад Сократа в развитие философии: он заложил основы нового образа мышления, основанного на диалектическом поиске истины в индуктивном диалоге, показал большое значение анализа понятий, которыми мы пользуемся, обратился к новым для того времени проблемам этики, не боялся говорить свободно и открыто, идти против мнения большинства, не превращаясь при этом в бесплодного нигилиста.
Таким образом, уже на этом этапе мы можем заметить диалектичность самого процесса развития древнегреческой философии: на первом этапе (тезис) философы-досократики рассуждают о внешнем мире, его устройстве, на втором этапе, связанном как раз с Сократом, происходит обращение к внутреннему миру человека (антитезис), а на третьем этапе, в трудах Платона и Аристотеля мы увидим синтез первых двух этапов.
Продолжение следует

Уровни подписки

Нет уровней подписки
Наверх