Стиль уровня Persona, бои уровня Devil May Cry, которые вы не увидите — обзор Zenless Zone Zero (ZZZ)
Как пробиться через толщу воды и нужно ли оно вам даже бесплатно?
Что к чему и почему?
Ещё в 2022 году китайский господин в майке с тремя Z вышел на сцену и, как ни в чём ни бывало, анонсировал нам Zenless Zone Zero, который заинтриговал многих игроков с первых кадров. Ещё бы, ведь HoYoVerse, которая разработала этот проект, уже зарекомендовала себя на рынке гача-игр.
Время шло, релиз подбирался всё ближе, промо-кампания нарастала, подробностей об игре становилось всё больше, и вот, в июле этого года состоялся громкий релиз, да ещё и консольный эксклюзив PS5... И тут оказывается, что игра, пусть и успешна, но с самого релиза собирает меньше своих собратьев, да ещё и в сети появляется целая куча недовольных, которые критикуют множество элементов игры. Как же так, ведь она должна была стать нынешним апогеем, с таким-то опытом за плечами студии! Давайте разбираться.
Сюжет и выбранный сеттинг
Как ни странно, они тут гармонируют и «всё не просто так». Итак, это у нас пост-апокалипсис! Да-да, не удивляйтесь. В один момент в мире стали появляться разрывы реальности, люди в таких областях мутировать, а из самих разломов, тут называемых Кавернами, стали вылезать Эфириалы и уничтожать человечество. Уцелел только один город, который научился противостоять Кавернам и даже использовать их энергию себе во благо — Нью-Эриду. И хотя вся игра, вроде как про будущее, она насквозь пропитана духом ретро-футуризма. Мол, новые технологии сильно уязвимы перед Эфириалами. В итоге получилась, своего рода, ода 90-ым годам, что мне, как ребёнку того времени, конечно, близко и приятно. VHS, пузатые мониторы, интерьеры — всё просто прекрасно.
И промо-материалы очень тёплые
Так вот, Каверны контролируются, Нью-Эриду живёт и развивается, а люди организовывают группы, чтобы совершать вылазки в разломы и живиться там ценным лутом! Но лазутчикам нужны проводники, они же Прокси. Прокси помогают тем, кто рискнул туда пойти, прокладывать маршруты и выходить из передряг, за такого гида нам и предстоит играть. Вам дадут выбор между мальчиком и девочкой, который влияет только на то, чью спину вы будете видеть добрую половину игры. А вот по сюжету какой-то злой хакер снёс наш крутой аккаунт лучшего Прокси и теперь нам придётся создать новый и набивать репутацию на всех возможных заказах, чтобы вернуть начатое. Но и в Кавернах не всё так просто, ведь и там что-то назревает...
Сами Каверны делятся на три типа, в которых вы сможете найти задания разных форматов
И вот тут я вам скажу честно. Да плевать мне на сюжет этой Гачи. И дело даже не в том же жанре, я прекрасно помню, что происходит в Genshin Impact или Honkai: Star Rail. Проблема в том, что он просто унылый и ужасно подаётся. Иногда, конечно, есть красивые постановочные сцены, когда ты прям видишь, как сильно потели над игрой, но в остальное время ты просто смотришь какие-то комиксы, говорящие головы, у всех в этой игре просто безумный словесный понос, который абсолютно невыносимо читать. При этом экшена в сюжете ну очень мало, за час игры, условно, минуты 3 вы будете видеть экшен на экране и это, НУ ОЧЕНЬ ПЛОХО. Вы будете пропускать каждый диалог и не будете вообще следить за чем-либо. Я не знаю ни одного человека, который бы на полном серьёзе всё это читал.
Бла-бла-бла, что-то там произошло, да-да...
К тому же мир, пусть это и условность, ну не ощущается как пост-апокалипсис и последний выживший город, который находится под вечной угрозой. Персонажи спокойно живут своей жизнью, все весьма довольные. Понятно, что это всё условности, но игра словно задаёт неверную легкую и теплую атмосферу, которая идёт в разрез с теми событиями, которые она описывает.
Если как-то резюмировать происходящее — куча бессмысленных и беспощадных диалогов, беготни, абсолютно не вызывающих интереса, но занимательный сеттинг на пару с временами очень качественной постановкой.
Ну прямо аниме
Геймплей и «честная» гача
И вот тут всё очень странно. С одной стороны HoYoVerse сделала отменную боевую систему, каждый бой действительно приятен, анимации просто феноменальные, кнопки тыкать теперь нужно по-разному, появились более глубокие связки персонажей. Каждый персонаж обладает уникальными боевыми механиками, в игре появилась система уворота с замедлением времени (привет Witch Time из Bayonetta), появились парирования, комбо, накопление статус-эффектов и шкал оглушений. Система ощущается комплексной, проработанной, дорогой и интересной!
Да мне тут просто приятно нажимать кнопки
Но вот незадача, вы не не будете этим заниматься в игре. Игра лишилась исследовательского духа, на смену которым пришли забеги, которые представляют из себя линейную локацию без малейшего намёка на её изучение.
Более того, между боями в таких забегах нам ещё предстоит теперь перемещаться по лабиринтам из экранов и решать там головоломки, продумывать маршруты и лутаться, попутно выслушивая миллион пустых диалогов, где вы будете просто жать кнопку пропуска строки, пока не отдадут управление назад. В экранчики накидали различных механик, которые должны якобы разнообразить геймплей внутри них, но по итогу только растягивают и без того удушающий аспект забегов.
Прыганье по этим телевизорам просто уничтожает всё веселье
Вне этих забегов игрок обитает в хаб-локации и волен там заниматься активностями на любой вкус и цвет. Тут и набор игровых автоматов с мини-играми и возможностями играть с другими игроками, есть и небольшие квесты, сюжетные зарисовки, возможность поехать в разные части города, сходить на полигон, или в Нулевую Каверну, которая представляет собой, можно сказать, эндгейм контент, где происходит реальное испытание силы героев.
А можно фотографировать котов и бегать по маркерам
И, казалось бы, ну хорошо же, накидали всякого-разного, при этом ещё и красиво обставили город. Однако, в итоге всё это скатывается в беги по маркеру, послушай 20 строчек какого-то типА, сделай активность. Всё сводится к тому, что надо просто сделать забег по всему, что даёт ресурсы для прокачки и гачи, потому что увлечь своим миром и героями, по крайней мере меня, у игры не получается от слова СОВСЕМ.
Гача же тут уже знакомая, есть шанс на выпадение разных степеней редкости, B (Синяя) — стандарт, A (Фиолетовая) — редкая, тут начинаются персонажи, S (Оранжевая) — легендарки, лучшие персонажи и самые желанные. А выпадает гарантом каждые 10 круток, S каждые 80-90, в зависимости от выбранного баннера.
А ещё есть отдельная гача на вот таких помощников, именуемых Бамбу. Они являются эдаким талисманом игры и в целом очень забавные.
Конкретно мне сильно повезло. Честно, я очень хотел дропнуть эту игру, но мне действительно понравились некоторые герои. Я покрутил стартовые бонусы, промокоды и квестовые награды, получил БДСМ-Фурри-Волка и был готов удалять игру, объявив о том, что если мне не выпадет Шарк (Элен), то игру я не буду продолжать. HoYoVerse тоже не пальцем деланные, потому почти сразу я выбиваю заветную Шарк. Скрипя зубами, я таки попробовал погрузиться в игру ещё раз, как раз вышел новый баннер. Имея 90 до гаранта, я сделал 6 круток и выбил ещё и S-ку нового баннера. Таким образом HoYoVerse заставила меня задержаться в игре, выдав мне 3 персонажа S-класса, при том, что я ещё даже пролог игры не закончил (уж простите, это адище, а не пролог). Персонажи удерживают в игре.
Ну, повезло, да
Стандартная система прокачки, где есть общий уровень, есть артефакты, есть уровни способностей, и на всё это нужны разные ресурсы, так что фарми, фарми, фарми. В день количество забегов для фарма ограничено вашей энергией, всё же мы в мобилке и не дай бог вы получите что-то раньше срока, заходи каждый день и играй. До 30 уровня вы дойдёте легко, а вот потом уже процесс замедлится, причём сделает это очень резко. В целом, сначала игра тебя закидывает всем, чем только можно и мир кажется радостным, у тебя всё получается. А потом НЫ-А под дых. Всё, халява кончилась, браток. Теперь ты раб этой системы, давай, удачи. А ты, вроде, и не против. Или против?
Сюда накладывается то, что за время баннера вы можете попросту не выбить нужного вам героя. Ну вот упадёт вам не он, а кто-то ещё, и крути ещё 90, чтобы из этого 50 на 50 получить свои 100%. Многие игру так и бросают.
Дизайн, стиль, музыка
Ну, уж где-где, а тут китайская студия не подкачала вообще. С чувством стиля у ребят всё в порядке, как и с навыками воплощения подобных вещей. Музыка качает, когда нужно расслабляет. Да что уж там, меня не напрягает даже однообразие мелодии, которая играет в меню выбора игр PS5, настолько они проработали все моменты. Всё коррелирует с сеттингом, персонажами, происходящим на экране.
При этом очень постарались над реализацией меню, над интерфейсом, переключениями между персонажами, их листами способностей. Буквально китайская Persona, серьезно, местами прям напрямую арт проскальзывает и это здорово.
Красотища и явный Persona референс
А персонажи. Ну это мёд, песня, опера, китайцы прекрасно знают и понимают, что и кому они продают. Денег явно вбухали очень и очень приличное количество, потому что столько анимаций и заморочек с тенями, рассеиваниями и т.п. приблудах, в которых я разбираюсь как свинья в апельсинах, не в каждой ААА даже встретишь, вот честно.
Вот так просто меня впечатлить
Город, его персонажи и окружение тоже крайне достойные, гулять первое время, пока всё не скатится в беготню по активностям, очень интересно, картинка очень приятна глазу и не перебарщивает с элементами окружения, не создавая никакого визуального шума.
В боях ты наслаждаешься каждым ударом, каждой нарисованной анимацией. А они ещё и сделаны так, чтобы на финальном стоп-кадре, который сопровождает окончание каждого из боев, ваш персонаж блистал во всей красе.
Ракурсы тут что надо, как и сами позы, ага
При этом ребята очень удобно строились, чтобы можно было теперь клепать персонажей не только людей. Аккуратненький заход на территорию фурри, киборгов и демонов, как вам? А что, пора выходить на новые вершины, хватит штамповать людей!
Я не вижу смысла слишком зацикливаться на восхвалениях этих аспектов. Мне буквально нет к чему придраться, всё выполнено на высочайшем уровне. Вам может такое нравится, может не нравится, но факт проработки отрицать крайне тяжело.
Прекрасные урбанистические виды. За столь теплые скриншоты спасибо ITaysonLab
Проблемки
Ну, и вот, если подводить какую-то черту, получается, что мы имеем отменную боевую систему, прекрасных героев, окружение, но просто беспрерывный поток каких-то левых, неинтересных, ненужных активностей, пустого текста, которому просто нет конца-края. Через эти дебри просто неимоверно тяжело пробиваться. А потом добавляем сюда то, что это Гача, и что вам может попросту не выпасть интересующий вас персонаж, и что тогда? В чём вообще смысл? У игры конкретные проблемы с удержанием интереса игрока, не понятно зачем заходить в игру и куда двигаться. Фарм ради фарма? В том же Genshin Impact предлагал игроку изучение открытого мира, была мотивация заглянуть за соседний холм, осмотреть локацию, эта схема работала. ZZZ лишён какого-либо исследования, только прокачка и вода, бессмысленно и беспощадно.
Я не хочу прыгать по телевизорам, умоляю, включите уже драки
Если вам нравится сеттинг, персонажи и вам выпадет то, что вам хочется — игре можно дать какое-то время, повозиться с билдами, пройти Нулвые Каверны. Но если вас не цепляет вся эта стилистика, то и пробовать я вам не рекомендую, ибо ни сюжетом, ни игровой составляющей вас не смогут зацепить, вы просто потратите время. И вот это обидная часть, ведь это потенциально крутой проект, в котором видна проработка, видно старание, видны вложения и денег, и времени, но он просто разбивается о собственные неоднозначные эксперименты. Возможно, разработчики многое смогут исправить патчами, ибо уже в патче 1.1 они идут на контакт с аудиторией, но, я боюсь, что самому ядру и отсутствию мира для изучения это уже не поможет.
А что до меня? Да кого я обманываю, как бы меня не кормила S-классом HoYoVerse, я не смогу надолго задержаться в проекте. Теперь мечтаю увидеть имидж-проект от студии, который будет нацелен на сингл и постановку, ибо я вижу, что они многому научились. Но зачем, если любая их гача принесёт деньги?
Наблюдать за ZZZ и её шикарными персонажами лучше всего со стороны.