24 цитатно-красочных дня по кругу Иттена
День первый. 14 июля. Алый как юный красный
Вчера публично объявила челлендж, вызов для себя в ТГ-каналах Веб-Инари-Ки (мой) и в сообществе играющих педагогов, которые хотят научиться продавать. Вызов появился как отклик на предложение ежедневно писать посты и делиться ими в бережной среде единомышленников (предыстория здесь). Отклик мгновенный "Я участвую" — это моя привычная реакция на цепляющее событие, потом, спустя время, начинаю размышлять и искать ответ на вопрос "зачем, для чего это мне".
— Ты ж методист! — громко и вслух хихикает надо мной лисица Ари, мой цифровой фамильяр.
— Конечно, методист! Более того, я образовательный дизайнер! — гордо отвечаю ей и себе. А для нас важно четко понимать, зачем именно это именно сейчас нужно именно этим людям. Как оно сделает их жизнь лучше. Могу сослаться на авторитеты для усиления аргумента. Скотт Беркун в своей книге "Дизайн всего. Как появляются вещи, о которых мы не задумываемся" пишет
"При проектировании и создании дизайна (я имею в виду хороший дизайн) цель — улучшить что-то для кого-то."
Первично цель вызова сформулировала так: "Каждый день нахожу цитаты по цвету круга Иттена, пишу пост этого цвета в блоге @webinariki". В этой цели не видно, что и для кого я хочу улучшить, поэтому изменяю формулировку:
24 дня буду писать посты в блоге на Boosty и в ТГ Веб-Инари-Ки о психологии цвета, его влиянии на восприятие мультимедийных цифровых ресурсов, о важности конструировать цветовое решение, о методиках на основе цвета, в том числе с помощью круга Иттена, для всех, кто "так или иначе хочет научиться понимать и владеть гармонией цвета".
Источник изображения: сайт онлайн-сервиса email-рассылок unisender.com
Писать посты об искусстве цвета, архетипических проявлениях, гармоничном сочетании, контрастах я буду в первую очередь для себя. Хочу понимать и применять это как в личной, так и профессиональной деятельности. Дело в том, что мне не нравится:
=> триада белый-синий-красный в тетрадях наших учебников, вызывающая страх перед ее Величеством Ошибкой;
=> хаос странного многоцветия в презентациях наших учителей, который мешает ученикам запоминать и понимать материал;
=> цветовая дисгармония в оформлении сайтов, курсов, игр и других информационных, просветительских, образовательных ресурсах.
Когда не нравится, предлагай иные решения. Уважаю правило "Критикуя, предлагай, но не навязывай!". К счастью, у всех разное восприятие красок и цвета: кто-то слышит цвета как философ и музыкант Александр Скрябин, открывший миру светомузыку, кто-то их видит как художник Василий Кандинский, кто-то чувствует ароматы цвета, ощущает их не только кожей, но и всем существом.
Таких людей называют синестетами.
Синестезия — это нейрологический феномен, при котором ощущения, исходящие от одного органа чувств, также проявляются в другом. Синестеты могут видеть запахи, слышать цвета, буквы и цифры для них тоже имеют оттенки.
Мой вызов не про синестезию и не об синестетах. Это попутное знание, некое ответвление на пути, которое тоже как необычный феномен может пригодиться.
Мой вызов про
=> умение писать понятно не только себе, но и другим; когда ты пишешь вдумчиво 24 дня подряд каждый день, привычка формируется и навык совершенствуется;
=> искусство соединять в красивом дизайне образовательные смыслы; когда ты изучаешь, исследуешь ежедневно в течение 24 дней методы от создателя основного цветового конструктора XX века (цветового круга, шара и цветовой звезды) — Иоханнеса Иттена, невольно начинаешь применять и рассказывать об этом другим;
=> мастерство видеть системно по-дизайнерски универсальные (архетипические) переплетения-проявления цвета, формы, цифры, буквы, образов и смыслов.
Поэтому Первым проявился Алый как Юный Красный
Французский историк Мишель Пастуро, автор масштабного проекта, посвященного истории цвета, в предисловии к книге о Красном (ссылка на цитаты из книги в электронном MyBook; сначала читаю там, потом покупаю и подчеркиваю карандашом) пишет так:
"Красный — архетипический цвет, первый цвет, который человек подчинил себе, научился изготавливать, воспроизводить и разделять на оттенки сначала в живописи, затем в красильном деле. Это на долгие тысячелетия обеспечило ему первенство среди цветов."
Иттен относил красный к первичным цветам и помещал его в центральный треугольник.
Мне очень хочется отзеркалить круг Иттена, перевернуть его, чтобы красный поменялся с синим местами. И я делаю это в сервисе Canva (эх, он теперь для россиян только через vpn доступен и то не любой).
Именно в этом сервисе я проводила первые круги (уровни) своего игрового практикума "Зов Дракона", начиная с января 2024 года. И первый круг был красный по сути, но черно-белый по предъявлению.
По традиции зодиакально-астрологической мы с Драконом пошли против часовой стрелки, начиная с Первого Дома, дома Огня, места в пространстве и времени, где проявляются наши базовые жизненные энергии. Кстати, если посмотреть на треугольник Иттена, то это схематический символ стихии Огня.
— Наташ, ну, ты загнула, — пытается меня притормозить Ари.
— Да, понимаю, что уже сложно и много, — киваю головой я. Но все, что связано с познанием себя, с прогулками в своих Мирах своей непроявленной реальности, никогда не бывает простым и легким. И не всем, возможно, это нужно. Кому нужно, тот захочет разобраться сам или с моей помощью. Тот спросит меня, а я предложу начать с ассоциаций по методике "Двенадцать".
— Наташ, а дальше-то что, — не понимает сути Али, нервничает, девять хвостов уже подрагивают, искрят всеми оттенками от красного до оранжевого.
— Ари, а дальше нет единого применения или решения, или рекомендации. Дальше индивидуальная беседа с легкими игровыми приемами, для каждого участника своими. Дальше все зависит от того, с каким запросом приходил участник игрового практикума, что он хотел прояснить для себя. Какие тайны крови (алый) или скрытые искры талантов, даров рода, способностей узнать. Благодаря нейросетям мы можем, не умея рисовать красками или карандашами, получить образы-подсказки,
— А, так это про метафорические ассоциативные карты, — радуется Ари, — я очень их люблю и рассматривать, и генерировать. Это же практически магия: сначала были слова, потом возникли осязаемые образы-картины-сцены. Интересно, как. Продолжай, я вся во внимании, — лисица подвинулась ближе, укуталась успокоившимися хвостами, навострила аккуратные ушки.
— Продолжение будет завтра, давно уже наступило утро следующего дня, — хитрым голосом с легким восточным акцентом произнесла я.
Завтра будет продолжение про красно-оранжевый цвет, про нейросети, которые помогали визуализировать помощников Дракона в игровом практикуме "Зов Дракона", про важность тренировать привычку фиксировать и документировать цель, задачи, результаты,
используй метод SMART и/или GROW.
Если вы дочитали до этих слов, похвалите себя и подарите себе элементы для создания уникального артефакта, раскрывающего ваш особенный Талант. Что это будет? Может быть бусина или драгоценный камень, может раковина жемчужницы или скол панциря черепахи, может... Запишите в комментариях, не задумываясь. 12 первых кругов, 12 элементов, 12 открытий о себе... 12 ... Представляете, какой вы Талант! Расскажите? Поделитесь
P.S. Методика 12 — младшая сестра ассоциативного теста «16 слов» Карла Юнга.
P.S.S. Я благодарю юный Алый за искру творческого вдохновения и начало 24 дневного челленджа. С присущей юности легкостью, сумбурностью он просто танцевальной дорожкой продвигался вперед, не зависая во взрослом "так писать нельзя!".