Социализм и насилие.
Жорж Сорель (1847—1922) — французский философ и публицист, теоретик революционного синдикализма, автор работ по политике, экономике, истории и философии. Изначально он поддерживал новую школу марксизма, но затем стал критиком научного подхода к истории, разработав учение о мифе как форме мировосприятия для социальных групп.
Несмотря на долгие годы работы с марксизмом, остается спорной фигурой в этой традиции. Одни считают его сторонником героического и апокалиптического марксизма, другие — мыслителем упадка. В своих работах он больше интересовался нюансами исторического материализма, чем моральными кризисами, и формулировал марксизм как идеологию, которой нужна историческая основа. Он отвергал идеи о жестком предопределении экономических и исторических процессов, подчеркивая, что жизнь общества невозможно полностью объяснить только экономическими условиями. Изначально Сорель был консерватором, но затем перешел к марксизму из научного интереса. Он хотел показать, что социализм — это серьезная научная теория. Учение стало для него способом объяснить классовые взаимодействия и институциональные роли. Сорель утверждал, что историю нельзя предсказать по законам развития, так как в ней важны и юридические, и культурные обстоятельства.
Для большинства наших современников упоминание о Жорже Сореле чаще всего вызывает в памяти его труды, посвященные проблемам насилия. Его знаменитый труд "Размышления о насилии" (1908) является неотъемлемой принадлежностью мифологии Революции. Многие отмечают тот огромный вклад, который Сорель внес в исследование концепции "мифа". Революционный сорелевский миф проистекает из конфликтного, насильственного понимания общественных отношений. Насилие формирует революционное действие и снабжает это действие концептуальным историческим реализмом. Пролетарский миф как средство воздействия на настоящее является инструментом антибуржуазной революции. Это также концептуальное оружие, которое можно противопоставить одновременно и догматическому "социализму" и либеральному консерватизму. Такой оригинальный, активистский, воинственный подход Сореля прекрасно вписывается в нашу концепцию социализма.