EN
CoalRye
CoalRye
59 subscribers
goals
25.59 of $ 901 money raised
Единоразовый донат ~ One time donation

Книжный иллюстратор: FAQ

С 2018 по 2024 я работала на фрилансе и рисовала иллюстрации и обложки для книг. За это время у меня накопилось много самой разной информации и бесценного опыта:) В этой статье поделюсь накопленным и отвечу на вопросы, которые мне задавали под постами в ВК. Отмечу отдельно, что я описываю свой опыт, и он может отличаться от опыта других книжных иллюстраторов.
Как получить свой первый заказ и начать работать с издательствами?
После окончания художественного училища в 2014-м году я долго искала ответ на этот вопрос, задавала его знакомым и незнакомым иллюстраторам и чаще всего получала в ответ только «Они сами мне написали».Так что я взяла инициативу в свои руки, и сначала нарисовала собственную книжку, «Бестиарий». Иллюстрации из нее я отправила на выставку иллюстрации МОРС в 2017-м году. И только через год мне написала редактор издательства Качели, ссылаясь на каталог выставки. А дальше всё было прямо как те иллюстраторы и говорили — издательства писали мне сами. Я собрала в табличку всех своих заказчиков, чтобы наглядно посмотреть, как это работало.
По табличке отлично видно, что заказчики в большинстве своем находили меня в первую очередь благодаря моим личным проектам. Дальнейшее сотрудничество строилось уже на факте выполненных работ.
До Качелей и первой вышедшей книги я еще делала тестовое для другого издательства (те, в свою очередь, увидели меня в инстаграме). Кроме того, в разные времена мне писали и другие издательства, и я писала издательствам сама. Не со всеми я могла поработать, но из всего разнообразия запросов вывод можно сделать похожий: заказчики находили меня сами, благодаря моей активности в соцсетях, моим личным проектам, моему участию в выставках и (иногда) уже вышедшим книжкам.
Сколько платят за работу? Можно ли на это спокойно жить?
Книжная иллюстрация — самая низкооплачиваемая ниша в коммерческой иллюстрации, и, тем не менее, многие стремятся в нее попасть. Я поделюсь теми цифрами, которые сама получала за свою работу.
При таких расценках цена за книжный проект может варьироваться от 50 до 200 тысяч рублей за 2-6 месяцев работы, в зависимости от количества иллюстраций, срока исключительной лицензии, бюджета издательства и ваших способностей договариваться.
Долгое время я работала «на износ» и брала по 2-3 проекта одновременно. Иногда проектов не было вообще. Исходя из всех этих данных, а еще моей таблички, где я веду бух. учет, моя месячная зарплата (количество денег, которое я получала за год, поделенное на количество месяцев в году) ни разу не поднималась выше 49 тыс. рублей. Это значит, что я могла в один месяц получить 0р, а в другой сразу 80 тысяч (например, аванс за один проект и оплату за другой). Приводя конкретные цифры: за 5 лет на фрилансе я выполнила книжных проектов на общую сумму 1778490 рублей, т.е. 355698 рублей в год, или 29641,5 рубля в месяц. Можно ли на это спокойно жить? Кому-то можно, кому-то нет.
Статья про финансы в книжной иллюстрации, с табличкой средних расценок в индрустрии, на сайте Иллюстраторской среды.
- Там же, 
статья о формировании цены на иллюстрации
- Ссылка на посты на моем канале, где я подробно делилась рассказом про свой заработок и показывала, хватает ли мне: 
раздватри.
Если вы всё же решили получать доход, рисуя иллюстрации, то рекомендую вам стать самозанятым. Издательства экономят что-то около 40% бюджета, когда работают с самозанятыми, потому что налоги платите вы. (Для сравнения, если вы работаете как физлицо, издательство платит налоги за вас, и они включены в договор, но получите вы на руки строго оговоренную сумму за вычетом этих самых налогов). 
Как происходит сотрудничество с издательством?
Примерно так:
→ редактор/арт-директор/дизайнер/художественный редактор пишет письмо, где вкратце рассказывает о проекте и узнает, интересно ли вам поработать над ним;
→ в следующем письме рассказывает о деталях, называет сроки работы, гонорар, описывает технические характеристики;
→ вы задаете вопросы, если вам что-то непонятно, выясняете сроки лицензии, обсуждаете стоимость и сроки работы, если они вас не устраивают;
→ возможно, вам предлагают сделать тестовое задание (чаще всего бесплатное), чтобы понять, подходите ли вы им. Это полезно и для вас, вдруг вам проект не подойдет;
→ вы договариваетесь и у вас запрашивают пакет документов для оформления договора (обычно его делают около двух недель);
→ вы оговариваете порядок работы, процесс приема эскизов и т.д. и начинаете работу после подписания договора обеими сторонами.
Пакет документов: паспорт, ИНН, СНИЛС или справка о постановке на учет, если вы самозанятой, выписка из банка с реквизитами счета или карты, на который будет поступать гонорар.
Если раньше вы не работали с издательством, которое запрашивает у вас документы, проверьте, точно ли вам пишет представитель издательства (обратите внимание на адрес почты, как правило, после @ идет название издательства, а еще можно просто погуглить имя редактора). Но не будьте параноиками, у меня за 5 лет ни разу не было случая, чтобы кто-то пытался заполучить мои данные для кредитов :D
У меня все документы лежат сканами в отдельной папке на Гугл Диске, и я просто делюсь ссылкой на папку с редактором или другим уполномоченным лицом.
Нужно ли разбираться в договорах, читать их?
Нудный ответ: да, нужно читать договора, разбираться в авторском праве, почитать все доступные статьи, мониторить чаты иллюстраторов, смотреть вебинары и лекции, и быть подготовленным и подкованным в любом вопросе.
Более реальный ответ: всё придет с опытом. Если сейчас вы ленитесь, рискуете и решаетесь работать, не прочитав договор, то в будущем, немножко устав от работы и вникнув, увидите, где и на что стоило обратить внимание.
Издательство, как и любой заказчик, хочет получить свой заказ в срок, в нужном виде, в хорошем качестве и по максимально удобной им цене. Вы, в свою очередь, хотите публиковаться, хотите видеть свое имя на обложке, ездить на конференции, выступать и, может, даже получать деньги за работу:) Важно никогда не забывать, что это все-таки в первую очередь работа, и даже если она вам приятна и доставляет удовольствие, издательствам результат вашей работы приносит деньги. Уже во вторую очередь это что-то о высоком, о признании, о почестях, о мамином одобрении и папином уважении, пони, радуге и счастливых детишках. Отличная позиция — понимать, ради чего вы делаете свою работу, иметь ценности и цели, но и при этом не забывать о деловой составляющей.
- Отличная лекция (платная) про то, как можно обсуждать договор, вести переговоры и находить компромиссы в переписке с заказчиком
Книжка Барбары Шер, которая поможет вам определиться со своими целями
Лекция Illustrators Union, которая мне очень помогла пересмотреть свой взгляд на профессию
Что такое лицензия? Зачем мне это знать?
Лицензия — это то, на чем иллюстраторы зарабатывают. Может показаться, что иллюстраторы рисуют картинки и зарабатывают этим, но это не совсем так. По сути, издательства платят чуть ли не 90% гонорара за право использовать иллюстрации в книге и ее продвижении. Просто сначала иллюстрации нужно нарисовать. По окончания срока действия лицензии (оптимальным принято считать 3-5 лет) издательство может заплатить вам ту же сумму за переиздание книги с теми же картинками. Вам уже не нужно рисовать их заново. Но они все еще работают. Эти же иллюстрации может купить и другое издательство, и напечатать новый тираж, заключив с вами новый лицензионный договор.Таким образом, разбираться в лицензиях оказывается чрезвычайно важным, если вы не хотите потратить всю жизнь на создание бесконечного количества новых картинок.
Лекция Illustrators Uninon, в которой всё становится предельно ясно
- Про договор и лицензии можно почитать в 
статье Иллюстраторской среды
Вебинар BBE об авторских правах
Что еще нужно, чтобы начать работать в книжной иллюстрации?
Чтобы картинки в печати были красивыми и такими, как вы их задумывали, вам нужно озаботиться двумя вещами: фотошопом и внимательностью. Фотошоп нужен для подготовки иллюстраций к печати. Внимательность — чтобы в письме от издательства приметить технические характеристики. Чаще всего картинки нужны в разрешении 300dpi, в CMYK, в формате tiff/psd. Если вы работаете в диджитале, задать нужные характеристики сразу не составит труда. Если в традиционных техниках, то лучше иметь хороший сканер и научиться приводить файлы в товарный вид.
Есть и еще всякие важные штуки, необходимые для работы, о которых вы узнаете в процессе, а еще путем проб и ошибок:)

Как строить свою работу над книгой?
Обычно я делаю раскадровку, маленькую табличку с эскизами-почеркушками. Затем делаю стопку эскизов, а уже потом стопку чистовиков. На каждый этап я закладываю определенное количество времени, и стараюсь его придерживаться. Сейчас, с уже накопленным опытом, я знаю, сколько мне примерно нужно времени на каждый из этапов. На первых порах хорошо бы ориентироваться на более долгие цифры, чем вы можете себе представить.
Здесь я делилась тем, как работала над «Игрой в архитектуру». Раскадровка тоже есть.
- На канале в телеграм я подробно рассказывала про процесс работы над серией «Детективы из Арвиля». 
Первый пост, и далее по хэштегу #детективы_для_миф
Сколько времени нужно, чтобы нарисовать книгу? Сколько часов в день нужно работать?
Здесь все и просто и сложно одновременно.
Просто: у меня еще не было ни одного проекта с открытым сроком готовности, или проекта, тянущегося больше, чем полгода («Игра в архитектуру» — большое исключение по большому проекту, от момента первого письма до последнего прошло 8 месяцев). Чаще всего на проект отводится 2-4 месяца. Просто нужно успеть.
Сложно: не все книжки божественно вдохновляющи. Если поначалу работать в режиме «картинка в день» кажется легким занятием, то постепенно усталость мозга дает о себе знать. Я часто переживаю из-за банальных композиций, неоригинальных идей, отсутствия «жизни» в картинках. И связываю это именно с ограниченным временем. Работа мозга — самая изнуряющая, особенно когда вам за 25. Это может показаться мемом, но это так.Чем больше вы работаете, тем лучше понимаете свою дневную норму: сколько часов в день вы работаете хорошо, и после скольки часов начинаете уставать, критиковать свои решения и результаты? 
Бывают ли правки? Как к ним относиться и что с ними делать?
Правки. Эти шесть букв в два слога, которые вселяют в душу неуверенность, заставляют сердце биться чаще, левое веко дергаться, а руки трястись…Не бывает проекта без правок, а если бывает, то есть о чем задуматься :D
Правки могут быть как конструктивными, так и бесполезными, основанными только на оценочных суждениях каких-то конкретных людей. Они могут как улучшить работу, сделать ее более выразительной, так и не изменить ровным счетом ничего, но занять ваше драгоценное время. «Может, чуть больше внести разницу в диагональные направления внутри композиции?» - конструктивная правка. «Мальчик похож на хоббита» - мой личный мем, и тоже правка, но догадайтесь, какая.
Важно как раз на стадии обсуждения, до подписания договора, обсудить процесс приема иллюстрации и правок. Эскизы согласовываются для того, чтобы потом спокойно работать над чистовиками. Если эскизы всех устраивали, но конечный результат вдруг кому-то не понравился, важно обсудить, что можно сделать для улучшения результата. 
Понимать изначальную задачу, задавать вопросы, уточнять всё, что непонятно, быть дотошным и доскональным — тоже весьма хорошая тактика, если вы не хотите переделывать иллюстрации по несколько раз. Ну и, конечно, доносить свою точку зрения и быть в постоянном диалоге с заказчиком — тоже весьма полезно.
статья Кинжала про героизм в работе (мне кажется, очень важная в контексте работы на фрилансе)
Какие ожидания от работы с издательствами не оправдались, и какова реальность?
— Я обожаю книги, и рисовать иллюстрации будет весело, я буду полна вдохновения!
Мммм, нет. К сожалению, еще никто не просил меня рисовать картинки к Гарри Поттеру, Хоббиту, Темным началам, произведениям Брэдбери, Геймана или к классике детской литературы. Оказывается, в мире огромное количество обычных историй, и, в отличие от выдающихся и всем известных, восторга они вызывают сильно меньше.
— Издательство выбрало меня, а значит доверяет моим решениям и готово принять всё, что я нарисую!
Мммм, нет. Всё зависит от издательства, от редактора, от худреда, от маркетологов… В общем, в процессе создания книги участвует очень много людей, и всем им нужно, чтобы книжка хорошо продавалась (и была просто хорошей!). Часто приходится идти на компромиссы, или обосновывать свои решения и защищать их.
— Издательство все сделает в лучшем виде, ведь они профессионалы!
Мммм, и да и нет. Приготовьтесь к тому, что что-то все равно может пойти не так. Над созданием тиража принимает участие большое количество людей, и даже если в самом издательстве все отлично, всегда есть типографии. Первое время я расстараивалась из-за того, что моя работа будто бы обесценивалась из-за ошибок, совершенных в издательстве или на производстве. К 38-й книжке меня отпустило. Как говорится, первые 35 косячных книжек в жизни иллюстратора самые сложные…
—Я брошу основную работу, и у меня будет много свободного времени, когда я стану книжным иллюстратором!
Мммм, нет. Это так не работает. Это такая же работа, как и ваша предыдущая. Иногда даже более трудозатратная. Скорее всего, вы в процессе работы поймете, что вам не хватает каких-то знаний, или хочется больше скетчить с натуры, или что-то еще. Бесконечная учеба, поиск идей, новые рисовальные практики, вебинары, конференции, марафоны по продвижению, подготовка к конкурсам, создание контента для соцсетей, создание мерча, запуск продаж… Вам определенно захочется как-то разнообразить свою жизнь и наполнить ее доп.доходом, и свободного времени в ней будет даже меньше, чем раньше :D
— Мне непременно нужно быть лучше всех, самым талантливым, самым скилловым художником и постоянно совершенствоваться, чтобы быть востребованным!
Мммм, нет. Вам даже необязательно уметь рисовать :D Книжный рынок не ограничен одним стилем, здесь уживаются как технические мастера-мастодонты, так и те, кого мы могли бы назвать любителями. Нет предела совершенству, но совсем необязательно мучить себя тем, что вам не надо. Определитесь, что и как вам было бы интересно и комфортно создавать, не гонитесь за всем, что вам нравится, и хотелось бы делать, но вы не умеете. Необязательно уметь делать все то, что любите (например, я люблю Ребекку Дотремер, но не обязана уметь рисовать так же).
Будьте собой и соревнуйтесь только с собой. Взращивайте свои ценности, осознайте, какие у вас цели, зачем вы занимаетесь иллюстрацией, чего хотите добиться. Составьте план, следуйте ему, меняйте его, переосмысляйте, дополняйте. Ваш путь может быть тернист и сложен, но зато он будет вашим.
Что я еще делаю для своей иллюстраторской практики:
• занимаюсь английским (чтобы понимать материалы, которые нельзя найти в переводах)
• скетчу, время от времени, копии картинок с Пинтереста (тут много целей, как-нибудь, может, поделюсь)
• читаю книжки о профессии, о рисовании, по композиции, анатомии, шрифту, структуре книги, и т.д.
• время от времени прохожу курсы по рисованию, смотрю лекции по профессии
•  слежу за книжными новинками (но не досконально), время от времени хожу в книжный и листаю книжки, подписана на несколько интересных мне издательств и книжных блогеров
• время от времени заглядываю к коллегам в инст или на Беханс и изучаю процесс работы
• постоянно экспериментирую и подбираю себе подходящий визуальный язык под задачи
Только вы, пожалуйста, не подумайте, что все эти мои дела обязательны к исполнению, и если вы чего-то не делаете, то вы отстой, и гнать вас в шею. Я ОБОЖАЮ заниматься английским, и за 10 лет занятий сама с собой у меня изменились цели, зачем я это делаю, с «так надо» в «я это люблю». Желаю и вам делать дела из позиции «потому что я этим горю», и замечать те, где вы в позиции «пинать себя, так надо».Статья Кинжала в тему. И еще одна.
И, напоследок, некоторые полезные ресурсы:
• Иллюстраторская Среда (канал, есть сайт, в тексте ссылки на материалы) 
• Чат Иллюминатор Иллюстрации (здесь всегда можно задать вопрос коллегам, и часто получить ответы и советы)
 •Слон в Боа (канал, есть сайт)
 Канал Проиллюстрацию (подборки конкурсов, картинков, полезностей)
Сайт Bang Bang Education (бесплатные материалы - вебинары, курсы, статьи, например, курс Илллюстрация как профессия)
Блог Rebecca Green, и ее рассылка тоже (на английском)
Спасибо, что дочитали до конца! 

Subscription levels

No subscription levels
Go up