Мортер как история об изгнанниках. Доран.
Нужно признать, что все главные герои Мортера являются в той или иной степени чужими, лишними, ненужными и неуместными в своём доме — в широком смысле этого слова.
У Криса конфликт с отцом, Хью находится в подсознательном противоречии с законами своей культуры, Тэйлор — открытый противник Свейфилдской власти в рамке законной, а вот Альмхан по отношению к Антхирму — мятежник, сепаратист и военный преступник.
Ту же самую закономерность можно проследить и у неупомянутых персонажей. Мортер — это комплексная история об изгнанниках.
Все они пытаются преодолеть этот конфликт по-разному, и история Дорана представляет собой, наверное, самую трагичную попытку.
С одной стороны несгибаемый, не созданный для приспособления персонаж пытается всё таки приспособиться к реальности, в которой он родился. Принять то, что может принять, закрыть глаза на невыносимое, смотреть сквозь пальцы на неприемлемое.
С другой стороны, очень консервативное, нетерпимое, непривычное к изменениям общество пытается со скрипом, с презрением, но как-то вписать его в свою структуру, как-то смириться с его существованием.
Все стараются, все страшно мучаются, и всё равно ничего не получается.
Сова не натягивается на глобус.
Невпихуемое не впихивается.
Никак.
Так как его общество было отрезано от большого мира, представлявшегося хаотичным пространством, населённом демонами, а само существовало в суровой тайге, единственная форма протеста, которая была доступна обеим сторонам конфликта — это обращение к лесу.
Общество может выплюнуть чужеродный элемент: изгнать Дорана.
Доран может выйти из давящих обстоятельств: уйти сам.
В любом случае стороной, которая Дорана примет, будет лес.
И так как Доран, как личность, сам по себе до шизоидности замкнут, и принципиально ориентирован на материальное, на труд, действие, то лес всегда представлялся ему стихией более родной, понятной и знакомой, чем социум.
Многие персонажи Мортера выбирают покинуть отторгающий их социум, но никто, кроме Дорана, не уходит из него в пустоту.
Не в другое общество, не в более комфортный для него мир, а из социального мира вообще.
Потребовалось потрясение, чтобы вытащить его обратно.