Импортозамещение здорового человека
А хотели когда-нибудь, чтоб, как Игра Престолов - но вот наше. Чтоб прям Великие Дома, Император, интриги, война, хитрости всякие военные, тайны и предательства - но чтоб от отечественного производителя? Чтоб, как Мартин или Аберкромби, но с родной какой-нибудь фамилией на обложке? Хотели? Нет? Не важно, я нашел и сейчас порекомендую.
Сам не пойму откуда у меня в ридере нашелся какой-то ни разу не залетавший в мое ухо Роман Суржиков с книгой под странным названием “Стрела, монета, искра”, но я только-только закончил в восьмой раз перечитывать “Волкодава” и понял, что нужно бы и новое что-то попробовать. Вряд ли я совсем уж вслепую когда-то скачал эту книгу.
И вы знаете, я был удивлен. В кои-то веки – приятно. Помните, я хвалил Аберкромби с его “Первым законом”? Суржиков лучше. Он хорош, он местами очень хорош. Хочется сказать, что лучше Мартина, но невольно начинаю сомневаться в своей объективности. Все же Мартин это такой, ну, МАРТИН. А тут Суржиков, я и не знаю про него ничего. И тем не менее, так и тянет сравнить. Потому что сравнимо.
Это тоже мир средневековья, разве что, наверное, чуть более позднего, чем в Вестеросе. В нем есть “искра” - электричество, и в нем начинают появляться железные дороги (на электричестве), электролампы, телеграф и даже электрическое оружие – целые императорские искровые полки. В нем есть непонятная то ли магия, то ли инопланетная технология в виде загадочных “предметов” - непонятных артефактов, которые находят во внезапно возникающих дырах в земле (привет Пикнинку на обочине). Другими словами, это живой и интересный мир позднего средневековья с вкраплениями загадочной магии - ну, чем не параллель с Вестеросом.
А вообще, знаете, нафиг параллели. Мир Суржикова - совершенно самобытный. Его ни с чем не надо сравнивать, в него надо взять и погрузиться. И, помимо интересного мира, вы вдруг обнаружите разноплановых, но понятных героев, лаконичный и приятный язык, а местами довольно глубокие размышления, выходящие за рамки обычной приключенческой фэнтези. Серьезно, некоторые вступительные интерлюдии читаются полновесно и сильно даже в отрыве от общего сюжета, который они умудряются дополнять и предварять.
Приятно удивляет сам сюжет, который неразрывно развивается от книги к книге. Роман явно имел общий план на всю сагу, а не просто высасывал из пальца продолжения к уже написанной, скажем, трилогии. Многие события, которые происходят в шестом-седьмом томе, проливают новый свет на события из первого-второго, заставляя вас пересмотреть свой взгляд на все, что происходило ранее, но при этом не нарушают общей логики. Даже места, которые я считал откровенно филлерными, впихнутыми в книгу просто ради наполнения, по прошествии тома-двух вдруг оказываются ключевыми, или, как минимум, важными для основного сюжета.
Из минусов: местами интриги очень запутанные, и появляется подозрение, что, если начать их подробно разбирать, то найдутся слабые места и притянутые за уши поступки. Что многоходовые планы слишком сложны и могли бы рассыпаться от любой случайной мелочи, и лишь авторский произвол позволяет им раз за разом претворяться в жизнь. Что герои ведут себя не совсем так, как от них ожидаешь, подталкиваемые в нужную сторону торчащим из-за кулис авторским пальцем. Но тут в пользу автора играет то, что вам (мне) не хочется разбирать все это, вам (мне) безумно интересно, что же будет дальше. В конце каждой главы, в конце каждой книги вам (мне) больше всего хочется открыть следующую главу или книгу и поскорее узнать, чем все закончилось. И это выгодно отличает Суржикова от того же Аберкромби, а иногда и от Мартина.
В общем, я настоятельно рекомендую вам (вам) открыть первую книгу и нырнуть в мир Полари. Уверен, вам будет интересно, чем закончится последняя.