EN
Arinako
Arinako
13 subscribers

Сериал. "Османская пощёчина" (Турция, 2013-2014гг.)

Кактус сперва очень даже был фееричен, пока был просто фантастической комедией, но когда щи сделались серьёзными грызть его стало уныло. Досмотрела с трудом. После десятой серии решила было не грызть более кактус и не беситься на исторических вставках, но сериал в целом довольно лёгкий и забавный, стало жаль фантастической составляющей и вообще. Так что продолжила - но с перемоткой исторических флешбэков, тем более, что это большей частью были филлеры, забавные байки в исполнении главных героев, которые на сюжет не влияли за редким исключением, при этом именно они меня раздражали. Ну как перематывала - прощёлкивала, попадались и ничего такие. Ну и чтобы плюс-минус не пропустить реальные скачки по времени.
Суть сюжета в том, что главные герои - янычары Доган и Шахин - переместились из 1453года, в аккурат в ночь перед атакой османов на Константинополь, на 560 лет вперёд, в 2013год. Сопсна, я так понимаю, и сериал был приурочен к дате, прочитала в интернетах, что в Стамбуле были крутые гуляния по этому поводу. Соответственно, янычары сперва решили, что умерли, а это тот свет, и им надо как-то попасть в рай и не попасть в ад. Перцу добавляет то, что здесь они встречают двойников многих людей, которых они знали в своё время, в том числе двойника султана Мехмеда II, которому они служили, и шейха Ак Шемседдина, который их отправил сквозь время. В программе - перемещения во времени, таинственные тайные общества, куча комических ситуаций, личностный рост, детективные линии, лавстори (несколько), борьба терроризмом и исторические флешбэки. Ну и оно комедия, и довольно неплохая. И без этих вот "начали за здравие, кончили за упокой", за это можно не опасаться.
Завлекательно? Мне вот тоже нравилось. Но когда после десятой серии примерно треть сериала ты прощёлкал, то сложно сказать, что это пирям восторг, всем смотреть. Надо сказать, что наверняка не всех будет бесить то, что не нравилось мне, во многих моментах это вопрос культурологического свойства.
Желающим посмотреть следует с самого начала смириться со следующими моментами и не жаловаться. Я и смирилась, пока зрелище по манере подачи напоминало "Астерикса и Обеликса". Потом местами начались очень серьёзные щи в случаях, которые в комедии смотрелись бы норм, но не на серьёзных щах. Итак, по условиях задачи:
1. Туркам не нужен обоснуй для захвата чего-либо, мы турки, и поэтому вот. Он, конечно, может, многим не нужен, но речь идёт о современном кино. Современный зритель в массе своей не готов смотреть с полным одобрением на захват чего-либо без создания в сюжете соответствующей обстановки, особенно если завоеватель - положительная сторона. Турки меня почти восхищают. Это наши - они в белом. Это не наши - поэтому мерзкие твари, даже если предъявить им можно только защиту своего государства. Моральный облик притянем за уши потом.
2. Турецкие кинематографисты свято уверены, что завоёвываемые ими народы молятся на османов. Особенно иноверцы. Нет, даже если вы думаете, что не одни они так думают о себе, то лично я никого не видела с таких размеров ЧСВ, как у турков в этом смысле. Коллега историк сказал, что три раза хаха, учитывая некоторые программные установки османской армии.
3. Туркам глубоко фиолетово на антураж нетурецкой локации. Интернет им не в помощь. Половина Константинополя ходит в античном, в том числе армия. Чуть позже стали, правда, появляться ребята в условно средневековом (почему нельзя было сразу всех так одеть?) и даже что-то в стиле 17-18 века)). Не похоже, чтобы это для смеха. Про язык я вообще молчу. Пофиг, что уже 800 лет как государственный язык империи греческий, латынь - вот наш выбор. Ну, на латыни там много кто шпрехал, конечно, и местами появление латыни в сюжете норм, наверное, но это только запутывает сюжет, а в официальных случаях и вовсе неверибельно. С языками там вообще сложно.
4. В центре внимание исторического пласта - захват Константинополя. До самого взятия дело не доходит, всё происходит во время осады, но турки этим страшно гордятся, ну и чего греха таить, заслуженно. Просто у нас всё-таки традиционно к турецким завоеваниям исторически строго перепендикулярное отношение, такчта оно лезет время от времени.
5. (субъективно) Очень много внимания уделяется мусульманской философии. Гораааздо больше, чем в "Великолепном веке". Если зритель мусульманин, ему, может, и норм, все остальные, включая атеистов и агностиков, набираются терпения или готовятся кликать. Впрочем, если б наши столько христианских проповедей наснимали в сериале, их бы на вилы подняли давно свои же, если прокат не на православном канале)). Но в культурном смысле попроще смотреть что-то более привычное.
4. Кажется, сериал довольно низкобюджетный. Отчасти отсюда, возможно, проблема с костюмами, но всё равно, причём тут античность?
Поначалу всё перечисленное было изрядно приправлено стёбом и самостёбом, было смешно и интересно. Кажется, в седьмой серии они так стебанули исламских террористов, что я аж рыдала, я не преувеличиваю. Даже те персонажи, что ходили с ну очень серьёзными лицами, были так здорово вписаны в комический сюжет, что и это смотрелось круто. Но с ходом действия подрастерялся ряд крутых фишек, Мехмед II начал стремительно отращивать сияющий нимб под поучительные проповеди шейхов и изрядно напоминать персонажа религиозных притч. К счастью, это не коснулось современного его воплощения, Фатиха Икинчи. Современный каст вообще в целом сохранил адекватность, кроме современной аватары Ак Шемседдина, Шемседдина Ака))). Тот тоже нимб отрастил и не к месту его начищал.
Но что особенно раздражало - это исторические перевёртыши и враньё не как элемент простроенного сюжета, тем более, что комедии простить можно больше, чем в другом жанре, а вот серьёзно, без органичной вписанности, да ещё и в вопросах, в которых турки отметились так бодро, что упомянутый выше мой коллега историк даже не знает, кто ещё был бы такой "молодец". Может, кто-то и был, он всё-таки не всю историю мира знает одинаково хорошо, но уж по Европе точно. Кинематографисты остального мира обычно скромненько замалчивают такие темы. Короче, они превысили там мою способность забить на историю, которую я так и так плохо знаю.
Мехмед II сердобольно собирается лечить больных чумой диверсантов из освобождённого города. И вообще он собирается завоёвывать город из любви к народу. Который голодает. Что? Голодает из-за осады? Не, не слышал.
Отвратительные защитники города коварно плетут интриги против добрых завоевателей в кружевах, звание "человек-говно" догадываются подтвердить сюжетно только намного позже. Ну придумайте ему говнистость нормальную сразу, раз это антагонист, ну.
Отвратительные константинопольцы + фиолетовая хорошая дева Константина (потому что фанатка османов).
А ещё сильно не хватало какого-нить брендбука по персонажам))). На примере языков расскажу. Забьём на собственно уместность латыни, латынь так латынь. Шахин умеет читать латинские буквы и, попав в современность, хотя бы в состоянии прочитать вслух текст. По складам. Во флешбэках он сперва относительно бодро читает не просто буквы, а прям письмо на латыни, хотя вслух может связать только несколько слов. Потом чудеса всё усложняются. Не только он, но и Доган, не знающий иностранных языков, умудряются выдать себя перед византийским шпионом за своего. А потом языковой барьер и вовсе стирается, все понимают всех и даже не замечают, когда при них кто-то разговаривает на каком-то не том языке. Комедия комедией, но когда так стремительно переобуваются в прыжке, становится неясно, уже смеяться или пока рано?
Что к концу как раз сделалось лучше, так это драки. Сперва без слёз смотреть было невозможно. Кстати, сериал называется "Османской пощёчиной" по названию удара открытой ладонью, который применяли янычары. Не знаю, существовал ли реально такой термин, но характерные удары открытой ладонью я приметила ещё по "ВВ". Учитывая, что в сериале дерутся много, пичалька, что так отнеслись халатно.
И самая большая пичалька - я досматривала в том числе в надежде, что раскроется более полно мистический пласт, а то накруууучивали, накрууучивали, полсериала загадками вещали, преемственность персонажей, тайные общества, странный чувак в капюшоне, мистическая защита Стамбула, некоторые персонажи, мне кажется, вне времени... и... и и... пшик. Забыли, забили. Есть шанс, что я промотала случайно, но вообще-то я отслеживала, про что мотаю. Ну и вообще, такое чувство, что сперва затянули, а потом резко упали рейтинги и завершили, как смогли. Очень много чего подвисло не то, чтобы совсем в воздухе, как мистика и перемещения, но не настолько полно раскрытым, как хотелось.
Низабуду-нипращу, что Демиру не дали честно заработать на жизнь. Был там один такой мафиози-неудачник, совершенно случайно как прикрытие для грабежа вписывается в легальное дело и неожиданно обнаруживает, что ему это нравится и он не хочет больше грабить. Что характерно, это случилось очень органично и естественно, ничего не притянули за уши. Нееет. Зачем, вернуть взад на неправедную тропу. Тогда, когда уже Демир как преступник никак бы не двигал уже сюжет.
Уфф. Ну, зато главные герои, Доган и Шахин, были очень славные. Шахин, младший, вроде недотёпа и шебутной, хотя на самом деле довольно умный, но за шилопопостью не всегда успевающий подумать. Для правильного до мозга костей зрелого Догана он сплошная проблема)). Сперва мне больше всех нравился Доган, но со временем я заценила Шахина.
У обоих в нашем времени прикольные лавстори)). Очень славно всё. Конечно, в какой-то момент упёрлись в то, что янычарам нельзя жениться, пока Шемседдин не сказал, что в 16м веке этот запрет отменили)).
Шахин и Нусерда, сестра Фатиха. Нурседа сперва бесила демонстративным презрением к материальной выгоде. А на что они свой в своём приюте неимущих кормить будут-то? не на деньги? Из воздуха материализовывается? Приутихла потом, к счастью. Ну и эти две пары как-то интересно к взаимпониманию шли.
А главная романтическая пара - это у нас Фатих и Стамбул. Да, это так героиню зовут, и не случайно. Тут даже у нас символизЬм. Мехмед II и гречанка Константина (которая фанатка османов), Фатих и Стамбул. Типа брак повелителя с городом. Даже красивая идея. К счастью, во флешбэках Мехмед и Константина встретились только совсем ненадолго, а потом Константина погибла (это первая серия, так что спойлером не считаю). Фатих начинал как полицейский-фиялка, но потом отрастил некоторую полицейскость. Стамбул тоже хорошая, и играет обеих девиц Зюмашах из "Кёсем". А вот Константина, едва не кончающая от османской поэзии и страдающая картонным даже по меркам комедии гуманизмом, меня бесила. На неё походу сгрузили весь лимит положительности, отпущенный на греческую локацию. Потому что кончает от османской культуры.
Нет, это тут не царь со Стамбул, это Фатих в костюме царя.))
По части антагонистов Александрос (из флешбэков, в центре на фотке с греками) не вполне соответствует современному Искендеру. Последний банальный террорист и мафиози, гад, короче. А вот Александроса очень упорно пытались показать антагонпистом, но я долго не могла найти в нём ничего плохого, кроме покушений на жизнь султана)). Ну, потом получилось, но старались долго. А вот Влад Цепеш (Тепешшшшшшшшшшшш) - Атеш в любом виде и формате суров, харизматичен и опасен)).
Куда дели Могола из начала сериала с его плащом - не знаю. Тихо исчез с горизонта. А жаль, он смешной был в своей крутости)).
В сериале 37 серий, по версии сайта MoSe там два сезона - 8+29 - по смене тональности возможно, но больше нигда не видела разделения на сезоны, да и нумерация серий сквозная. Целиком видела только в ВК, а в остальных местах дальше серии 26,27 не видела. Карочи, при перемотке бесячих флешбэков очень позитивная вещица, удовольствие в целом получила.

Subscription levels

На мороженку

$ 0,57 per month
На данный момент весь контент в свободном доступе, но можно сказать мне "Спасибо" не только лайком.

На пивко

$ 1,13 per month
А вдруг у вас душа просит побольше автору задонатить, а вы стесняетесь. Дело сугубо добровольное.
Go up