Обыкновенная история: операция
1
В 03-42
приборы регистрируют смерть тела.
В 03-43
Вёрджел, нейрохирург
(а также поэт, а также политик,
эколог, этолог,
эксперт по странным местам,
и еще пчеловод-любитель по выходным)
констатирует отлет души,
обменивается кивком
со знакомым из нижних кругов,
провожает взглядом демона,
улетающего с добычей,
стягивает резиновую перчатку,
чешет бровь,
выходит на балкон,
закуривает.
Собственно,
все уже закончено,
никто не мог бы сделать больше,
будь он трижды маг и волшебник,
после такого-то осколка в голове,
лобные доли всмятку...
Бьянка, конечно, расстроится.
Бьянку жалко,
хорошая девочка,
впрочем, они там все хорошие,
шестеро крестников, как ведро с котятами.
Вёрджел хмыкает -
дурная привычка
считать детьми всех,
кто моложе ста,
но возраст - такое дело.
Вот так вечно и ввязываешься,
думает Вёрджел,
уже чувствуя холодный ток в кончиках пальцев,
ледяное, искристое вдохновение,
правильную, чистую ноту,
которой еще нет,
которая еще прячется
на дне молчания,
внутри колодца
между адом и раем,
готовая прозвучать.
Он тушит сигарету,
возвращается обратно,
смотрит на тело -
бэкапа, конечно, нет.
А что есть?
Вёрджел прикрывает глаза, осматривается,
видит духа электричества и воды,
рассеянно реющего над обломками
уже ни на что не годного флаера -
вся система всмятку,
а что делать - непонятно,
и куда идти - неизвестно...
Пока он еще целый, думает Вёрджел,
но это будет недолго,
он уже видит, как
память о памяти тает,
частицы и волны
еще держатся вместе,
но уже озираются,
уже готовые разбежаться,
готовые влиться в какой-то другой танец,
еще толкутся облаком
внутри идеи, порожденной людьми,
но уже тают...
...но еще помнят людскую заботу,
ладонь на дверце,
голос, подпевающий музыке в салоне,
гордость и скорость,
чувство единства...
Да, мимоходом думает Вёрджел,
что-то все-таки любил наш господин ди Тибальдо,
девайсы и скорость,
инженером быть у него получалось отлично,
а вот все остальное...
Вёрджел скашивает глаза на груду металла,
выцепляет модель,
поднимает взгляд,
спрашивает:
"А что, Бальсабо,
не хочешь ли побыть человеком?"
Облако,
похожее на пчелиный рой,
фокусируется,
переспрашивает -
"А что делать?"
Вёрджел пожимает плечами -
да как и раньше.
Детишек там в школу возить,
все такое... ну, в сети посмотришь.
Хуже, чем было, все равно не выйдет.
В 4-11
приборы констатируют отсутствие смерти.
Дальше дело техники -
тут подшить, там заштопать,
набросать программу реабилитации...
Вёрджел насвистывает за работой -
человек — это ведь тоже стая птиц,
пчелиный рой,
облако квантовых вероятностей,
текущее в одну сторону.
Ангелы хирургических игл и приборов,
химических реакций и анатомии
ему не перечат,
как не перечат людям
в самых безумных экспериментах.
Демоны посмеются, думает Вёрджел,
а дальше чистилища
меня все равно не пускают...
а вот учеников...
Учениками Вёрджел гордится,
их можно отправить туда,
куда сам не дойдешь,
и на Бьянку, крестницу Бьянку,
у него тоже виды
(именно за такое
он прописан, технически, в лимбе -
смирения маловато,
но что поделать).
В 10-14
после бессонной ночи
вполне живой господин ди Тибальдо
садится в постели
в окружении медсестер
и неуверенно, будто первый раз в жизни,
улыбается детям
сквозь прозрачное окно палаты.
Все рыдают от облегчения.
Усталый доктор
объясняет про необходимость терпения,
возможную смену характера,
про влияние лобных долей на самоконтроль...
Никто не слушает.
2
Помаявшись какое-то время,
Бьянка ди Тибальдо
все-таки звонит крестному.
Ей ужасно неловко:
во-первых, после всего,
что он для них сделал.
Во-вторых, не хочется оказаться дурой.
Бьянка не дура,
у Бьянки два высших,
и один из самых высоких
индексов цитирования среди ровесников,
Бьянка проверила все документы -
безупречная работа,
можно сказать, искусство,
чудо, что крестный вообще согласился,
вообще-то он сейчас не практикует...
Бьянка не дура,
именно поэтому
она не может закрыть глаза на обман.
Она набирает номер -
втайне надеясь, что крестный,
вечно занятый, всеми уважаемый человек,
где-нибудь в другой системе,
на орбите,
на дне океана,
в черной дыре -
и на звонок не ответит.
Бесконечно учтивый голос спрашивает:
"Да, Бьянка?"
Она выпаливает, не здороваясь:
"Где мой отец?"
Задерживает дыхание,
слышит, как за окраиной парка идет монорельс,
шумит фонтан,
кто-то играет в мяч,
и он бьет по асфальту -
раз,
и два,
и три,
и опять...
В воздухе раздается треск,
возникает синеватая голограмма -
правильное, бледное лицо без возраста.
"Зайди ко мне, пожалуйста, -
говорит крестный. -
Нам надо поговорить".
3
Маленькая, белая студия
на вершине башни -
почти келья,
только самое необходимое.
И еще улей.
"Пчелы - совсем как люди," -
говорит Вёрджел,
угощая крестницу медом.
Бьянка так не думает,
но ей неловко спорить,
и неловко отказаться от угощения,
хотя она ненавидит сладкое.
Наконец,
Вёрджел складывает подбородок на руки и говорит:
"Ты что-то хотела спросить?"
"Где мой отец?" - повторяет Бьянка.
Вопреки стараниям
голос у нее вздрагивает.
В аду, думает Вёрджел,
но не произносит вслух.
Вместо этого,
аккуратно подливает еще чая:
"Почему ты спрашиваешь?"
"Тот, кого вы вернули -
не мой отец," - говорит Бьянка.
"Почему ты так считаешь?" -
говорит Вёрджел,
а сердце у него поет -
умница, умница, молодец,
ясный взгляд - умеет различать духов,
и храброе сердце - пришла, не струсила,
и умеет выдерживать горечь,
ах, самое сложное искушение,
искушение счастьем...
"Он добрый, "- говорит Бьянка,
и закрывает лицо руками.
"Понимаете, я...
у меня два высших,
медаль по стрельбе,
первый разряд по плаванию,
лицензия пилота
и балетная школа
в анамнезе.
Каждый раз,
каждый гребаный раз
после нового диплома,
после новой медали
я приходила, все бросала к его ногам,
и надеялась, что
вот-вот, теперь-то хватит,
вот теперь-то будет довольно..."
Она всхлипывает,
Вёрджел придвигает ей коробку с салфетками,
отстранённо думает -
"Ну, понятно...
долго же Тибальдо во льду сидеть..."
Кому Вёрджел не завидует - так это нижним.
Сложно объяснять – что живым, что мертвым -
чем отличается ложно понятый перфекционизм
от стремления к раю.
Очень тяжело объяснить, думает Вёрджел,
чувствуя, как под сердцем вскипает белая пена -
рай уже здесь
на самом деле он всегда здесь,
всегда тут,
ровно настолько,
насколько ты можешь его выдержать
Допляшусь до инсульта однажды,
думает Вёрджел,
глядя, как Бьянка вскидывает глаза,
и сквозь нее обрушивается прилив -
"А теперь он, -
объясняет сквозь брызги девичий голос,
теперь он только и говорит
"я тебя люблю" и "все хорошо",
и мне, и всем остальным...
"Словами вслух?" - уточняет Вёрджел
(духи очень любят все понимать буквально).
"Нет, - говорит Бьянка,
сама себе удивляясь, -
но по голосу слышно,
что папа..." -
понимает, что сказала,
и осекается,
заливаясь краской.
Вёрджел кивает.
"Господин ди Тибальдо
был очень плохим отцом.
У Бальсабо - вашего флаера -
вышло лучше".
Бьянка распахивает глаза.
"Вы его любили, пока он был машиной, -
говорит Вёрджел. -
Даже ди Тибальдо его любил,
как ни странно - как часть себя, но все же...
Людям этого мало,
люди портятся от такого -
а механизмам вполне...
А потом вы стали
любить его, как человека,
и он от вас научился
сам это делать.
Духи легко обучаются,
в определенных пределах, конечно..."
Вёрджел задумывается -
это очень интересный,
очень масштабный эксперимент.
Бьянка моргает:
"И что я скажу младшим?" -
"Не говори," -
предлагает Вёрджел,
пожимая плечами.
"Я все-таки не бог.
Человеческое тело и механизм
все-таки слишком различны,
да и элементаль
не создан быть человеком,
долго он не продержится, -
он делает глоток. -
Выглядеть, думаю, будет,
как инсульт.
Быстрая, легкая смерть, -
добавляет он
по медицинской привычке. -
Ему не будет больно".
Бьянка бледнеет.
"И что потом?" -
"Вероятно, развеется,
как это всегда бывает с элементалями," -
говорит Вёрджел.
"Понятно," -
Бьянка встает.
"Спасибо за чай, крестный".
За все остальное
она не благодарит.
Вёрджел смотрит ей вслед с балкона, щурится -
люди, они как пчелы,
живут ульями,
и в каждом улье нужна королева.
Бьянка идет по улице к монорельсу,
каблуки звенят по асфальту -
нет, я это так не оставлю,
как можно,
только все стало как надо,
я нейропрограммист,
синт-дизайнер,
я придумаю что-нибудь,
не смей умирать, не смей!
Вёрджел жмурится -
ох уж эти отличницы,
ох уж это желание всех спасти,
нет, нейрофизиология не поможет,
и программирование тоже,
но это неважно -
для спасенной души
нет в раю ни в чем недостачи,
значит,
дух по прозванью Бальсабо
теперь обречен раю -
сплавленный с детским сердцем,
да еще, наверно, и не с одним.
Когда Тибальдо сможет это принять,
он сможет найти их в раю,
думает Вёрджел.
Наверное.
Пчелы жужжат.
Монорельс гудит.
Бывший флаер Бальсабо
режется с детьми в компьютерную приставку
и жульничает.