В круге из стульев
В начале года я вновь побывал на фестивале психологии “Святки”. Уже как-то пробовал осмыслить то, что там происходило, в видео. Теперь же — через текст и фото-образы, которые там подметил. Добро пожаловать в мои воспоминания…
Почти семьдесят человек сидят в кругу. Сначала молчат, потом кто-то начинает говорить. Понемногу подключаются остальные, вбрасывают в пространство круга что-то свое. Это может быть реплика, ироничный ответ на предыдущее или большой монолог о своих чувствах, переживаниях, какие-то идеи или воспоминания.
Но есть те, кто продолжает молчать. И так — полтора часа. За это время эмоции из всего широкого диапазона, который может переживать живой человек, образуют варево, ощутимое кожей — до мурашек. Лучше описать то, что называется большой группой, я не могу. Люди сидят на стульях в кругу и говорят.
Большая группа — ежедневный ритуал фестиваля практической психологии “Святки” (которому в этом году исполнилось 30 лет). Постоянный гвоздь программы, как и “Завалинки”, — это уже после БГ все расходятся в круги поменьше и снова говорят, обсуждают минувший день: всё, начиная от ключевой дискуссии и параллельных мастерских, заканчивая обедом и вообще всем, что запомнилось и приходит в голову.
Круг из стульев — один из ключевых образов “Святок” для меня, метафора, описывающая способность людей общаться и вместе что-то переживать и проживать. Без визуализации этого символа вообще сложно рассказать о том, где был с 8 по 12 января.
Хотя даже такая визуализация не упрощает задачу. Я уже после попробовал объяснить паре сторонних слушателей “Святки”. Как только я начинал про “Фестиваль психотерапии и практической психологии…”, непосвященные начинали сдерживать зевоту, явно не завидуя тем, кому приходилось дремать на неудобных офисных креслах под какой-нибудь научный доклад а-ля “Проблемы подростковой самоидентификациях в условиях… итд, итп”. Но для приличия собеседники могут спросить, что обсуждали.
И я начинаю вспоминать. Ключевые дискуссии, на которых обсуждали “Добро и зло”, “Правду и ложь”; мастерские, на которых можно было сыграть роль бога, просмотры эпизодов мюзикла с обсуждением, во время которых можно было пожалеть заигравшегося бога, или же шаманские практики, чтобы договориться с внутренним богом; DeathCaffe с разговорами о смерти; капустник, на котором чуть не главная роль была у кочана капусты.
Потом осекаюсь, понимаю, что надо было бы сначала немного объяснить, что такое психодрама, арт-терапия и психоанализ, но собеседник уже думает, не попал ли я в секту, и вообще – это все нормально?
Кстати, именно так и звучала тема тридцатых “Святок” — “Нормально?”. Да, никаких длинных и сложных научных вопросов, никаких обещаний обогащения или раскрытых чакр за неделю. Предыдущие темы тоже под стать: “Души порывы” (вначале глагол или существительное?), “Не выходи из К, или Посторонним В” (тут вообще без комментариев), “Вмешательство в помешательство”, “Глаза и голоса”, “Зона связи” и так далее.
Я лично нашел для себя некоторое удобное объяснение всему вышеописанному. Современная психология – молодая область, новая автономия, которая совсем недавно возникла на карте наук и течений.
Внутренняя жизнь кипуча, а границы плавают. Все из-за постоянных взаимных интервенций то с философией, то с биологией, а где-то и с искусством. Отсюда столько дуализмов как в темах, так и в ежедневной программе каждого фестиваля.
Но в последнем абзаце я все же попробую вернуться к фактологии. А она достаточно простая: несколько десятков человек приезжают в одну локацию и без малого на неделю через демонстрацию своих профессиональных инструментов и через соприкосновение с чужими погружаются в пространство чувств.
Но осторожно, чем глубже хочешь заплыть, тем экстремальнее становится. Но зато каждый вечер можно уцепиться за спасательный круг. Круг из стульев, на которых сидят люди и просто говорят.