EN
creator cover Вадим Бугаев

Вадим Бугаев

Как работать с информацией для практической пользы
Вадим Бугаев
58
subscribers
goals
3 of $ 1 460 money raised
Поддержать проект

About the creator

Здравствуйте и добро пожаловать в мир активного чтения, регулярного самообучения и работы с информацией для практической пользы 😉 
Давно увлечен идеей создания персональных траекторий самообразования, в основе которых лежат стоящие перед нами проблемы, вопросы, задачи и ситуации, а поиск ответов происходит через продуманную подготовку и целенаправленную практику. На страницах блога буду рассказывать о собственном опыте применения этих подходов для решения задач в бизнесе и жизни. И поделюсь примерами из практики моих клиентов.
Особенность моего подхода к работе с информацией — тесная взаимосвязь процесса получения знаний с процессами его применения на практике. И во всем этом нет ничего сложного. Важно только начать. Или продолжить хорошее начало 😉
Буду рад, если мои размышления, знания и опыт станут полезны для вас!
Начать знакомство с блогом рекомендую с рубрикатора, который постарался сделать максимально подробно отвечающим на вопросы о чем этот блог, подходит ли для ваших задач, какие тематики охватывает, как организованы заметки и можно ли увидеть сразу все содержание блога
О текущих переменах в блоге рассказываю в серии публикаций «о проекте»
И еще один момент — блог тесно связан с онлайн-курсом «Чтение для практики». Онлайн-курс представляет собой длинный ответ на вопрос о том, как работать с информацией для практической пользы. Тут есть карта маршрутка и множество отступлений. Есть ответы на вопросы в переписке и поддержка в формате звонков. А материалы блога — это своего рода примеры реализации идей и инструментов, что подробно разобраны в рамках онлайн-курса. Плюс, в блоге появляется новый материал, расширяющий тематику онлайн-курса.
Подробнее об онлайн-курсе «Чтение для практики» можно прочитать на странице
Спасибо, что заглянули.
Буду рад видеть вас среди постоянных подписчиков!
Available to everyone
Nov 26 2022 18:40
Человек из книг — Евгения Шестакова, «Каждая книга - это открытие»
- бизнес-тренер, консультант с 2000 года. Высшее образование в области психологии.
- более 20-ти лет опыта работы в масс-медиа, продажах и бизнес-образовании. Создатель уникальной методики развития голоса и речи. Автор 25 тренинговых программ.
- руководитель Санкт-Петербургской тренинговой компании «Школа голоса и речи»
- преподаватель университета ИТМО
- пишет книги в сегменте бизнес-литературы, издано 4 книги, а самая известная книга — «Говори красиво и уверенно» — является национальным бестселлером, она переиздавалась уже более 15 раз, общий тираж 100 000 экземпляров
- Среди клиентов Евгении такие компании, как DataArt Enterprises Inc., WRIGLEY, Генеральное консульство Великобритании, Philip Morris Izhora, ФГУП «Почта России», РИВ ГОШ, ОАО «Газпромбанк», ОАО «Банк Санкт-Петербург», «Единый Центр Документов», ПАО «Банк ВТБ», Nokian Tyres, Softline...
- А еще воспитываю дочку 12-ти с небольшим лет, выращиваю огурцы и очень люблю учить (это наследственное) 😉
_____________
«Человек из книг» — это большая глава проекта «Чтение для практики», где публикую беседы с интересными людьми об их взаимоотношениях с книгами, о процессе чтения и инструментах читателя, об отражении и применении прочитанного. Беседа проходит в переписке, а затем я первращаю ее в публикацию и помещаю ее в атмосферу мелодии, которая ничего не подчеркивает, но на многое намекает 😉

Midnight work by Vadim Bugaev
Midnight work.mp3
О влиянии и изменениях
ЧТЕНИЕ БЫЛО СО МНОЙ практически всегда. Еще до того, как я начала читать самостоятельно (а это произошло со слов родственников, в возрасте около пяти лет), мне читали мама и бабушки. Мне очень повезло - я родилась в семье, где любили книги. У одной из бабушек, Лидии Владимировны, была библиотека старинных редких книг с пергаментными вкладками перед иллюстрациями. Мне нравилось брать их с полок, аккуратно отодвигая стекло, листать, почти переставая при этом дышать. У книг был особенный запах. Да, впрочем, все в этом процессе было особенным. Бабушки меня очень многому научили. Помню, когда шли по улице, и у меня постоянно спадала сумочка на тонком длинном ремешке, "как у мамы", повешенная на плечо, бабушка успокаивала меня: "Не расстраивайся, посмотри на это с другой стороны - покатые плечи - это красиво! Такие же были у красавицы Натальи Гончаровой, жены Пушкина".
Лидия Владимировна первой, пожалуй, По-настоящему заинтересовала меня чтением. На какой-то праздник, я училась в третьем классе она подарила мне перекидной календарь, в котором каждая страница-месяц была посвящена какому-то литературному произведению. Картинка, объемная цитата, заканчивающаяся на самом интересном месте и, собственно, сетка календаря. Так я познакомилась с Шерлоком Холмсом, "Островом сокровищ", "Гиперболоидом инженера Гарина", "Человеком-невидимкой" и другими потрясшими мое воображение книгами, авторами и героями.
НУ, А К СЛЕДУЮЩЕМУ ПРАЗДНИКУ меня в подарок ждала стопка книг: почти все-все-все, что было в календаре. А сверху лежала книга, которой не было в календаре. И, несмотря на все книжные богатства, она стала для меня любимой на многие годы. И даже сейчас, прочитав множество книг, эту я ценю особенно. Вениамин Каверин со своим "Ночным сторожем" стал для меня образцом "другой литературы", написанной, как мне казалось, именно для меня. Оформление книги заслуживает отдельных слов. Это история в истории. Карта города Немухина и его окрестностей, портретная галерея лучших людей города Немухина, пособие для начинающих летать подогревали мое воображение и закладывали основы навыков интерактивного взаимодействия с аудиторией. И наверное, мне больше всего нравилась девочка Таня, героиня этой книги. Мне хотелось быть такой же утонченной и музыкальной. А еще очень хотелось, чтобы и со мной произошла какая-нибудь волшебная история...
У МЕНЯ ЕСТЬ СПИСОК из 15 книг, которые стоит прочесть. Не ищите в списке логики, порядок произволен, главное - общее количество знаний, эмоций и идей, которые я приобрела и, как мне кажется, это может сделать любой, соприкоснувшись с большой литературой.
1.Джек Лондон "Мартин Иден"
2.Эмиль Дюргкейм "Социология. Ее предмет, метод, предназначение"
3.Чак Паланик "Бойцовский клуб"
4.Рэнди Пауш "Последняя лекция"
5.Айн Рэнд "Атлант расправил плечи"
6.Валентин Пикуль "Каторга"
7.Ошо "Зрелость. Ответственность быть самим собой"
8.Аркадий и Борис Стругацкие "Понедельник начинается в субботу"
9.Юлия Борисовна Гиппенрейтер "Психология мотиваций и эмоций"
10.Теодор Драйзер "Финансист", "Титан", "Стоик" (3 книги)
11.Патрик Зюскинд "Контрабас"
12.Серж Московичи "Век толп"
13.Карл Густав Юнг "Человек и его символы"
14.Карлос Кастанеда "Путешествие в Истклан"
15.Герман Гессе "Игра в бисер"
КАЖДАЯ КНИГА — это открытие. Или даже несколько. Каждая книга в этом списке - это мой личный учитель. "Мартин Иден" научил меня не бояться одиночества. "Каторга" Пикуля верить в особенные способности людей. Юлия Борисовна Гиппенрейтер верить в людей вообще, в принципе и без принципов. "Век топ" - управлять вниманием масс и видеть шире. "Человек и его символы" - видеть глубже и не торопиться.
СЕЙЧАС ЧТЕНИЕ ДЛЯ МЕНЯ — это источник идей и общение. Несмотря на то, что меня нельзя назвать замкнутым человеком, я очень мало рассуждаю с кем-то вслух. Очень много говорю, учу, вещаю. А вот чтобы порассуждать, поисследовать какую-то тему, возможно даже поспорить — практически не удается. Поэтому книга для меня — это, в первую очередь, хороший собеседник. И как после любого интересного диалога, прочитав несколько страниц, я наполняюсь идеями. Многое становится системным, а от того простым и не страшным. Я начинаю видеть новые горизонты. И идеи, которые описаны в книге, мое сознание связывает и толкает вперед.
О ритуалах и инструментах
ДЛЯ МЕНЯ ОЧЕНЬ ВАЖНО, чтобы идеи, которые я почерпнула в книге, не были потеряны. Для этого я вооружаюсь карандашом и цветными стикерами. Каждую цитату или идею, которая мне показалась важной или просто интересной, я подчеркиваю, на полях пишу свои комментарии и рядом прикрепляю стикер с пометкой, о чем эта идея: это подходящая цитата для эпиграфа (я всегда думаю о новой книге или тренинге, которые находятся в разработке), экспертное мнение или интересный факт. И затем, когда настает время писательской работы, я кладу перед собой все прочитанные за последние год-два книги, пересматриваю стикеры, перечитываю цитаты и адаптирую прочитанное к своему тексту. Для меня этот формат наиболее удобен. Я люблю работать с "живыми книгами". Так мне комфортно ориентироваться в объеме текста, видеть взаимосвязи и трансформации элементов теории и, конечно, формировать ссылки, если издание требует указание страниц и полных исходных данных.
Я ЧИТАЮ МНОГО и бессистемно. Когда у вас собственный бизнес и маленький ребенок, то ритуалом становится все, что выходит за рамки ритуала! В поле моего зрения постоянно находится 5-6 книг. Сейчас, например, я читаю одновременно следующие:
- Сэнди Ньюбиггинг "Обдуматый". Мне подарили эту книгу партнеры. Несмотря на жуткое название, книга оказалась наполнена очень интересными идеями. Я как раз обдумываю... (!) создание нового тренинга, и книга стала настоящим открытием. А еще она небольшая по размеру и, если я еду в метро, она едет со мной.
- Владимир Познер "Прощание с иллюзиями". Книгу дала почитать моя подруга Елена Гадеудина. Книга только для домашнего чтения.
- Сергей Шабанов и Алена Алешина "Ничего личного - только бизнес". Все очень правильно,
- Денис Каплунов "Контент, маркетинг и рок-н-ролл". Это для работы.
- В. Чан Ким, Рене Моборн "Стратегия голубого океана". Книгу подарила мне подруга Ольга Дорофеева. И это одна большая идея. Голубая. Моя.
- Только что, буквально два дня назад я начала новую книгу. Это подарок еще одной моей подруги. "Тринадцатая сказка" Дианы Сеттерфилд. Со мной давно такого не было... хочется успеть все-все-все сделать пораньше, чтобы выкроить хотя бы десять минут для чтения. И знаете, о чем я думаю, читая эту книгу? О том, как нам не хватает историй. Вокруг множество новостей, фактов, мозг, разум и чувства перегружены. Нам нужны истории - большие, со смыслами, волнующим сюжетом, написанные красивым языком.
О выжимках и кратких версиях
У МЕНЯ НЕТ СФОРМИРОВАВЩЕГОСЯ мнения по этому поводу. Я не пользуюсь аналогичными форматами. Если нужна книга, я ее либо прочту целиком, либо выборочно. Но это сделаю я сама.
О списках субъективных
Представьте, что грядут Большие Перемены, после которых произойдет обнуление культурного наследия, и вся история Книг начнется вновь. Накануне этого события вас просят порекомендовать три книги, которые имеет смысл положить в основу формирования культуры будущих поколений. Что это будут за книги? И почему именно они?
Очень сложный вопрос. Решать за все человечество большая ответственность. Пусть будут:
- Библия;
- Дэвид Майерс «Социальная психология»;
- энциклопедический словарь. Библия описывает принципы бытия, Майерс — законы взаимодействия людей. А все остальное можно узнать факультативно из словаря.
А какие три книги Вы бы взяли с собой в будущее, при условии что читать сможешь только эти книги?
- "Каторгу" Пикуля для удовольствия и настроения;
- "Психологию бессознательного" Карла Густава Юнга для того, чтобы поддерживать профессиональную форму;
- Вениамина Каверина "Ночной сторож или семь занимательных историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча девятьсот неизвестном году" - чтобы было что почитать дочке.
Какие три книги находятся в Вашем круге чтения сейчас?
Я уже говорила что их не три, а, как правило, пять. + одна художественная. Недавно я дочитала "Сокол и Ласточку" Бориса Акунина. Очень светлое осталось ощущение от этой книги. Выбираю чаще всего или по рекомендациям, или случайно. Очень люблю женскую современную прозу: Дину Рубину, Викторию Токареву. Это книги на любой день и для любого настроения. Очень попадают в мой темп и мое мироощущение. А теперь еще добавилась "Тринадцатая сказка".
О будущем книг и чтения
БУМАЖНАЯ. Я КОНСЕРВАТИВНА. Мне так удобно. Я люблю книги, которые можно листать вручную, видеть дизайн, бумагу, а через это чувствовать присутствие других людей, которые трудились над книгой. Для меня книга - это не просто источник информации, это - люди, которые благодаря страницам, входят в мою жизнь. Что-то из прочитанного оставляю себе, много дарю, есть памятные и ценные экземпляры.
ЕДИНСТВЕННОЕ, ЧЕГО МНЕ по-настоящему не хватает, так это времени. Я представляю себе картинку: загородный дом, горит камин, я сижу в кресле-качалке, укутанная пледом, рядом на столике чашка с горячим чаем, а на коленях книга. И я могу читать столько, сколько захочу, не ограничивая себя во времени.

И напоследок
ЕСЛИ БЫ У МЕНЯ БЫЛА ВОЗМОЖНОСТЬ задать некой Вселенской сущности только один вопрос, на который хотела бы получить ответ, то… Пожалуй, это будет очень личное — каких шагов стоит избегать в воспитании дочери? Я очень хочу, чтобы она стала достойным членом общества. А еще, чтобы ей было легко и интересно жить :)
PS
МОЙ ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДЕВИЗ? Получай удовольствие от процесса, двигаясь к результату! Впрочем, это важно не только в чтении.
| март, 2016
***
Все выпуски рубрики «Человек из книг» вы всегда найдете кликнув по одноименному тегу
_____________________
Для подписчиков блога об активном чтении и работе с информацией для практической пользы, Евгения подготовила мастер-класс «О чтении книг как идеального способа развития речи».
_____________________
Об идеях и инструментах активного чтения и работы с информацией для
практической пользы подробно рассказываю в рамках онлайн-курса «Чтение для практики»
PPS
Назад в 80-е....
Перекидной календарь 1988-го из нашей беседы с Евгений Шестковой, в котором каждая страница-месяц посвящена какому-то литературному произведению, подарил мне много приятных воспоминаний и настроение полета...
И когда начал редактировать заметку для публикации, то захотелось отразить это в музыкальной зарисовке. Вот один из фрагментов...
Live20221126.mp3
В создании звука участвуют виртуальные аналоги двух культовых синтов из 80-х (CS-80 и SQ-80). Переговоры пилотов с базой сэмплировал в режиме реального времени.
Log in, to post comments
Available to everyone
Nov 05 2022 21:50
Человек из книг — Сергей Калинин, «Читать как дышать»
Сергей Калинин, психолог, бизнес-консультант, коуч, преподаватель высшей школы и программ MBA. В настоящее время психолог-консультант в консультационном центре «Ваш семейный психолог» (г. Псков)
Любитель книг и фанат чтения. Для меня "читать" = "дышать". Наверное, я существо из ноосферы :), сотканное из информационных потоков. Если лишить меня книг, то подобно "мокрецам" (из "Гадких лебедей" Стругацких), я просто заболею... 
Читательский стаж: с 5-летнего возраста (на 2022 год 55 лет). Домашняя библиотека: 5000 книг (бумажных). Норма чтения: не менее 100 книг в год.
Принцип чтения: чередовать полезное (книги «для пользы дела») с приятным (книги «для души»).
В книгах ценю красоту слова и глубину мысли. Считаю себя "профессиональным читателем". Работаю с информацией, перелопачиваю тонны словесной руды. Нахожу в книгах мощные ответы и удивительные вопросы. Книги помогают мне быть успешным в профессии и осмысленным в жизни. 
На прочитанное пишу рецензии в своем блоге или или в читательских соц.сетях, например на Goodreads
Автор трех книг. Первая: "Компьютерная обработка данных для психологов". (СПб, «Речь», 2002, 134 с.), вторая: «Тайм-менеджмент: практикум по управлению временем». (СПб, «Речь», 2006, 371 с.), третья: "Чтение как образ жизни" ("Ридеро", 2018, 236 с.)
Автор статей по психологии, саморазвитию, личной эффективности в региональных и федеральных СМИ (например, с 2015 года постоянный автор журнала "Наша психология")
_____________
«Человек из книг» — это большая глава проекта «Чтение для практики», где публикую беседы с интересными людьми об их взаимоотношениях с книгами, о процессе чтения и инструментах читателя, об отражении и применении прочитанного. Беседа проходит в переписке, а затем я первращаю ее в публикацию и помещаю ее в атмосферу мелодии, которая ничего не подчеркивает, но на многое намекает 😉
Marine by Vadim Bugaev
Marine.mp3
О влиянии и изменениях
ЧИТАТЬ НАЧАЛ В ПЯТЬ С "ХВОСТИКОМ" ЛЕТ. Точнее не помню, и даже родители уже не помнят. Хотя в своё время они очень гордились, что по сравнению со сверстниками я начал читать гораздо раньше. 
ЛЕТ, НАВЕРНОЕ, ДО 7-8 КНИГИ = ОБЩЕНИЕ С РОДИТЕЛЯМИ. Мама (папа значительно реже) очень много мне читала. Это был традиционный ритуал чтения перед сном. "Чтобы сон хороший приснился", как говорила мама. Читала в основном народные сказки (не только русские, а разных народов мира) и русскую классику (рассказы Толстого, Чехова, что-то из Лескова, Гоголя и др.). Чтение "взрослых" книг было отличным поводом для бесед, т.к. у меня возникало множество вопросов по поводу значения отдельных слов, и вообще, по поводу понимания происходящего в тексте. 
Кстати, почти все первые прочитанные мною книги были перечитанными :) Т.е. сначала мне читала их мама, а уже потом перечитывал (и дочитывал) я их сам. Так книги раскрывались передо мной в каком-то новом свете; они были вроде и знакомыми, но всё равно какими-то другими. Я самостоятельно находил в них что-то своё, и бежал делиться своими "открытиями" с родителями :). 

В ВОЗРАСТЕ 9-15 ЛЕТ Я ЧИТАЛ "ЗАПОЕМ", ДАЖЕ НЕ СМОТРЯ НА ТО, ЧТО У МЕНЯ УХУДШИЛОСЬ ЗРЕНИЕ. Книги в советское время были дефицитом, но дома (спасибо родителям) была собрана роскошная библиотека. Лет с 10 я был записан сразу в три библиотеки 😉 Также все друзья родителей были много читающими "книжными" людьми, что позволяло найти в их библиотеках все мыслимые и немыслимые книжные раритеты.  
В этом возрасте я обнаружил, в чтении было очень много "выгод" 😉
Во-первых, практически все прочитанные интересные книги я пересказывал своей младшей сестре и/или своим друзьям. Типичной ситуацией было, когда 15-минутная дорога из школы домой с приятелями (или с сестрёнкой из детского сада) растягивалась на час. Мы просто останавливались где-нибудь посреди улицы, я "вещал", а друзья меня раскрыв рты слушали 😉
Сознаюсь, что я много импровизировал. Например, на экране появлялся фильм "Три мушкетера", с которого фанатели все советские мальчишки. А я интригую товарищей тем, что, оказывается, есть продолжение истории: и 10 лет спустя, и 20 лет спустя; быстренько их прочитываю, и начинаю им пересказывать. Но просто пересказывать мне скучно 😉 И я активно начинаю досочинять сюжет, добавляя туда драк и всякого экшена 😉 А ещё друзьям нравится морская тематика, поэтому рассказываемая мной история мушкетеров незаметно трансформируется в "Одиссею капитана Блада" 😉
Добавлю, что эпизоды рассказанных историй, которые вызывали наибольший восторг моих приятелей, мы делали центральным сюжетом наших детских игр. Так книги через истории превращались в действия. Часто бывало так: идём со школы; я рассказываю историю; в какой-то момент друзья говорят: "О, какая классная дуэль!"; после чего мы разбегаемся по домам делать уроки, и ждём не дождёмся вечера, когда можно выйти во двор, и устроить эту самую дуэль 😉
Во-вторых, я понял, что чтение помогает мне учиться. Я очень быстро обнаружил, что существуют научно-популярные книги, которые читать намного интереснее, чем учебники. Но эти самые книги реально помогают в понимании учебного материала, и что особенно важно - дают значимые аргументы в спорах с учителями 😉  Я также быстро понял, что учителя уважают много читающих и эрудированных учеников. Можно было не "упираться" в делание скучных уроков, читать то, что мне интересно, но при этом получать на уроках "пятерки" за счёт знаний, почерпнутых самостоятельно. 
ЛЕТ С 14 И ДО ПОСТУПЛЕНИЯ В УНИВЕРСИТЕТ КНИГА СТАЛА ДЛЯ МЕНЯ "ИСТОЧНИКОМ ЭКСПЕРИМЕНТОВ И ЗНАНИЙ"
"Эксперименты" были в основном направлены на открытие новых авторов и новых литературных стилей в сфере художественной литературы. Мне нравилось (и до сих пор нравится 😉) открывать "новые имена" или неизвестные стороны уже известных авторов. Часто это было вопреки школьным урокам литературы.  Например, мы изучаем по программе какую-нибудь революционную "Песнь о буревестнике" М.Горького, а я читаю "Мои университеты". На уроках ругают всяких там "декадентов", а знакомые родителей с величайшей конспирацией дают мне почитать отпечатанные на гектофграфе запрещённые стихи Марины Цветаевой. 
Для меня это был своего рода "литературный экстрим", разумеется, наивный и подростково-эпатажный 😉  На выпускном экзамене по литературе в 10 классе я выбрал тему "Образ современника в советской поэзии". И написал сочинение по стихам В.Высоцкого 😉  Пока писал, трижды подходили члены приёмной комиссии и вежливо предлагали выбрать Евтушенко, Вознесенского и т.п. На что я возражал: "А что, Владимир Высоцкий официально был объявлен антисоветским поэтом?!".  За сочинение получил "отлично" 😉
У меня читательский "рефлекс новизны" остался до сих пор 😉 Как только слышу о новом авторе, сразу беру на заметку: "Надо ознакомиться!". Даже если есть это хорошо знакомый автор (любимый, классический), то внутри корпуса его текстов я стараюсь найти что-то оригинальное, неожиданное. Такие вот "литературные эксперименты" 😉
Я С ДЕТСТВА ФАНАТ ХОРОШИХ УЧЕБНИКОВ, НАУЧНО-ПОПУЛЯРНЫХ КНИГ И ЭНЦИКЛОПЕДИЙ. Лет, наверное, с 10 любимой моей книгой была знаменитая "Детская энциклопедия"  (ред.Маркушевича А.И., 3-е издание). Все 12 томов я зачитал буквально до дыр; некоторые книги приходилось склеивать по 2-3 раза. Книги эти не просто читались, они служили вдохновением для множества практических начинаний :). Например, результатом изучения первого тома ("Земля") стала большая коллекция минералов, которую я собирал много лет, и от которой избавился сравнительно недавно.  После изучения "Из истории человеческого общества" мы с друзьями облазили почти все башни Псковского Кремля в поисках тайных подземных ходов, которые без нашей помощи археологи, конечно же, не нашли бы 😉
Этот подход: "прочитал - понравилось, интересно! - попробуй на практике" - сохранился у меня и по сей день. 
Я ЧЕЛОВЕК ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ И УВЛЕКАЮЩИЙСЯ; СВОЕГО РОДА "ЭМПАТ". Это означает, что когда я читаю, я довольно сильно сопереживаю и главному герою, и прочим персонажам. Мне легко с ними отождествиться. К счастью, это быстро проходит 😉 Если вспомнить литературного героя, на котором в детстве я "зациклился" больше всего, то, пожалуй, это был Шерлок Холмс. 
Сегодня хотел бы быть самим собой. "Быть похожим" на какого-то литературного героя в жизненной перспективе не хочется (хотя все мы по факту, наверное, на кого-то похожи :)). Примерять на себя на короткое время роли/маски каких-то литературных героев в целях личностного развития - почему бы и нет?  Вот если говорить о такой краткосрочной перспективе, то в настоящий момент выбрал бы майора Звягина
КНИГИ ПОСТОЯННО ОКАЗЫВАЮТ НА МЕНЯ ВЛИЯНИЕ; МОЯ ЖИЗНЕННАЯ ТРАЕКТОРИЯ ВСЕ ВРЕМЯ КОРРЕКТИРУЕТСЯ С УЧЕТОМ ТОГО, ЧТО Я ЧИТАЮ. Жизнь - это постоянные вопросы, адресованные самому себе. Книги могут подсказать ответы на эти вопросы. И если эти ответы актуальны, то они и оказывают "наибольшее влияние". Чтобы не было очень абстрактно, давайте приведу пару примеров... 
В молодости у меня была ситуация, когда я расстался с любимой девушкой, и впал в довольно серьезную депрессию. Поездка в другой город, участие в спортивных соревнованиях, всякие развлекательные мероприятия - ничего мне тогда не помогло... Помогли книги. А именно - чтение стихов. Поэзия Серебряного века (Мандельштам, Белый, Бальмонт и др.) стала для меня своего рода лекарством для души, бальзамом на раны. 
Но удивительно другое: вместе с негативными переживаниями у меня словно появилась какая-то особая способность чувствовать стихотворный ритм, понимать вложенные в слова образы и метафоры. Я запоем читал и перечитывал поэтические сборнички; сам начал пробовать рифмовать; стихи мне даже снились иногда 😉 И мне стало легче... 
Какой вывод тогда я сделал?  Что у Любви много лиц. Что она бесконечна в глубину и в высоту. Что у этого чувства множество нюансов и оттенков, и все они по-своему прекрасны. Что даже расставание с любимыми может быть не только болью, но и жизненным уроком, драгоценностью в сокровищнице памяти. 
Ещё пример. В мои студенческие годы, которые пришлись на эпоху Перестройки, наконец-то издали многих запрещённых в СССР философов.  Издавались они малым тиражом, в книжных их сметали моментально. Их можно было купить в "Крупе" (на книжном рынке в ДК "Крупской"). Помнится, что я отдал чуть ли не полстипендии всего за две книги: "Самопознание" Бердяева и двухтомник сочинений Ницше.  Эти две книги меня очень поддержали в непростые перестроечные времена, и во многом задали вектор моего саморазвития, которого я придерживаюсь и по сей день. 
Что важного из этих книг я взял?  Вот цитата из Бердяева, которая долгое время висела у меня над рабочим столом: "...основная проблема жизни есть проблема изменения, изменения собственного и изменения окружающих. В связи с движением и изменением происходят переоценки. Личности нет без изменения, но личности нет и без неизменности, верного себе субъекта изменения. Изменение может быть улучшением, восполнением, восхождением, но может быть и ухудшением, может быть изменой. И вся задача в том, чтобы изменение не было изменой, чтобы в нем личность оставалась верной себе".   
Что касается Ницше, то меня ни в коей мере не вдохновила идея сверхчеловека. Но мне очень понравились идеи Фридриха о "слишком человеческом" - о том, что инструменты познания и самопознания несовершенны. Ницше стал для меня своего рода "первым учителем" критического мышления; научил меня быть самостоятельным в мышлении, и убедил не цепляться за расхожие истины, от каких бы авторитетов они не исходили, а искать их самостоятельно. 
СЕЙЧАС ЧТЕНИЕ ДЛЯ МЕНЯ - ЭТО ОБРАЗ ЖИЗНИ 😉 Для меня читать - это так же естественно, как дышать.  Чтение я приравниваю к диалогу с интересными собеседниками. У меня довольно развитое воображение, и я легко "перекидываю мостики" от прочитанного к жизни, и наоборот. Чтение даёт мне новые идеи, развивает и обучает меня. Чтение помогает мне осмысливать и интегрировать мой жизненный и профессиональный опыт.   
Есть и профессиональная сторона: если я работаю консультантом, то мои знания по определению должны быть более разнообразными и объёмными, чем знания клиентов, которые обращаются ко мне за консультациями. "Читать" для меня = профессионально работать с большими массивами информации. 
МЕНЯ МАЛО МОТИВИРУЮТ ИМЕННО ТЕ КНИГИ, ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА КОТОРЫХ - МОТИВИРОВАТЬ 😉 Часто они мне кажутся слишком примитивными, и имеющими мало отношения к моей жизни и моим целям. Меня редко мотивируют книги-кейсы, где люди делятся личным опытом своих достижений. Просто потому, что слишком многое "не сходится" - их и мои жизненные обстоятельства, их и мой тип личности, способности, задачи и т.п.  Многие и таких книг отображают опыт их авторов очень избирательно, что не способствует усвоению и переносу изложенных в этих книгах мотивационных (и прочих) рецептов. 
Лучше всего меня мотивируют или художественные книги или "технические руководства". "Техническими руководствами" я называю обстоятельные мануалы, где без лишней мотивационной трескотни даются чёткие алгоритмы действий или представлен достаточный спектр новых фактов/идей/инструментов в какой-то сфере деятельности. При этом для меня очень важен бэкграунд автора и его текста. Желательно, чтобы "тех.руководство" было "расширенной версией" профессионального опыта автора; и желательно, чтобы это была не только мега-креативная отсебятина 😉, но и присутствовали бы добротные пруфлинки (на научные данные, на чужой опыт, на факты, противоречащие позиции самого автора и т.п.). Вот такого рода тексты мне читать интересно, и они меня практически всегда вдохновляют и дают что-нибудь полезное! 
Примеры конкретных книг по данному пункту приводить не буду, т.к. мой главный читательский принцип: не бывает плохих книг! В ЛЮБОЙ книге можно найти что-то полезное для себя!
О ритуалах и инструментах
ГЛАВНЫЙ ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ИНСТРУМЕНТ - ЭТО, КОНЕЧНО, СОБСТВЕННАЯ ГОЛОВА НА ПЛЕЧАХ 😉 Убежден, что чтение должно быть системным; но сама "система" индивидуальна для каждого человека. Главное в любой системе - это цель. Для чего человек читает? Зачем ему это нужно? В соответствии с целью подбираются и инструменты. 
У меня две цели: 1) чтение как "топливо для профессионального роста";  2) чтение "для души" (как отдых, развлечение, познание чего-то нового и интересного).  Разумеется, цели могут переплетаться; сравнительно часто встречаются книги и полезные и "душевные". 
Главный "инструмент" для профессионального чтения - это навыки рационального чтения в самом широком смысле. Сюда входят и техники быстрого / просмотрового / ознакомительного чтения; и техники выявления нужной информации (закладки, пометки в тексте, выписки и т.п.); и техники анализа прочитанной информации (выписки в рабочие тетради, в картотеку); техники сохранения информации (персональный архив).
Если под "инструментами" понимать какие-то физические объекты или софт, то я бы назвал следующие: - для удобства и скорости чтения - электронная книга / планшет + хорошая программа-читалка, позволяющая делать в тексте закладки, выделять и копировать цитаты- для анализа прочитанной информации - рабочие блокноты (бумажные) / электронные блокноты (Evernote, OneNote) / интеллект-карты (нарисованные от руки или программно)- для персонального архива - в настоящий момент использую Evernote 
Разумеется, инструменты связаны между собой. Задача инструментов - эффективно "вытаскивать" полезную информацию из книг и сохранять её так, чтобы с ней удобно было работать дальше.  Например, с помощью ридера читается книга; отмечаются цитаты (электронное выделение), которые потом переносятся в Evernote и тэгируются; в процессе чтения также делаются пометки в рабочем блокноте. При этом рабочий блокнот является скорее  "навигацией" по самым полезным/интересным моментам книги, а также содержит мои собственные идеи/комментарии, возникшие в процессе чтения.  Отдельные места из рабочего блокнота могут быть потом также занесены в Evernote, где и хранятся/используются для работы. 
Чтение "для души" (в основном это художественные книги) не предполагает целенаправленного "извлечения полезной информации". Но рабочий блокнот всё равно держу под рукой, т.к. в художественных книгах бывают интересные цитаты / факты / идеи / образы / персонажи и т.п., которые я также беру "на карандаш". Например, в Evernote у меня есть страница, которая называется "новые слова". Туда я вписываю новые (для меня :)) и оригинальные слова, которые встречаются в художественных книгах. Для меня это не просто "развитие словарного запаса" 😉 Считаю, что мастерство в обращении с художественным словом связано со способностью использовать (умеренно!) низкочастотные, редкие слова. Для меня это своего рода "тренинг творческого мышления" 😉
ОСОБЫХ ЧИТАТЕЛЬСКИХ РИТУАЛОВ У МЕНЯ НЕТ. В обязательном порядке читаю перед сном (30-40 мин.). Верю, что ночью мозг обрабатывает "загруженную" в него перед засыпанием информацию. Иногда читаю утром, в самом начале рабочего дня - чтение помогает мне собраться с мыслями, настроиться на работу. Утром - только чтение "полезных" книг; вечером (особенно если устал) чаще читаю художественные. 
Пожалуй, мой главный книжный ритуал (привычка) - заполнение чтением "мусорного времени". Как правило, это аудиокниги, которые я слушаю в дороге, во время вынужденного ожидания и т.п. 
Не знаю, можно ли это назвать ритуалом, но периодически я занимаюсь "разведкой книг" 😉 . Иногда я просто захожу в книжный магазин, и начинаю перебирать книги на полках - обязательно находится что-нибудь новое и интересное!  Иногда наугад читаю отзывы о незнакомых мне книгах в читательских соц.сетях, на форумах и т.п. Также у меня на примете есть около десятка человек, чьё книжное мировоззрение близко моему - и мне периодически очень интересно узнавать, что они читают. 
Если сравнивать с прошлым, то сегодня я читаю значительно меньше (по затратам времени), и более целенаправленно. Думаю, что в старших классах школы и в студенческие времена чтение для меня часто было классическим "поглотителем времени" 😉 Т.е. чтение было "сверх-приоритетом", из-за него отодвигались другие, более важные дела. Сейчас, разумеется, не так. Вечернее чтение для меня - это своего рода "награда" за продуктивно отработанный день :). Утреннее чтение я использую, как способ проснуться (т.к. я "сова" 😉 ), и настроиться на рабочий ритм.  Утреннее чтение я обычно жёстко ограничиваю по времени, а вечером могу позволить себе "зачитаться".  
О выжимках и кратких версиях
ОТНОШЕНИЕ К КНИГАМ В КРАТКОМ ИЗЛОЖЕНИИ У МЕНЯ ХОРОШЕЕ. Для меня это, кстати, давно не новость. Любой научный работник знает о существовании реферативных журналов, в которых аккумулируются краткие выжимки из научных статей со всего мира. В период работы над диссертацией, я, к примеру, выписывал реферативные журналы ВИНИТИ; это было ещё в эпоху "до Интернета" 😉 , мне присылали их по почте. Краткое изложение научных статей по моей тематике очень помогало держать руку "на пульсе" современных исследований. 
Убежден, что компетентность в работе с информацией предполагает такие базовые навыки как умение сворачивать и разворачивать информацию. Свёртка информации может быть какой угодно; убежден, что краткое содержание любой книги при желании можно выразить одним предложение или даже одним словом (метафорически). Этого вполне достаточно, чтобы передать главную идею/смысл текста.
Разумеется, при свёртке информация будет теряться. Насколько критичны эти потери? Тут ответить уже сложнее... Дело в том, что и тот, кто читает книгу, и тот, кто её сокращает, делают это под своим углом зрения. Наши углы зрения, увы, могут не совпадать :(. Создатель краткой версии может легко пропустить то, что для меня очень важно. Поэтому к кратким summary, которые сделаны незнакомыми мне людьми, я отношусь как к развёрнутой аннотации - конкретно полезной мне информации в ней мало, но можно получить общее представление о том, стоит ли самому читать книгу 😉  
Вот если бы у меня (неважно, у любого другого клиента) была возможность ставить задачу создателю таких саммари, под каким именно углом зрения ему читать книгу (чтобы отреферировал полезные МНЕ моменты), и какой объём нужен "на выходе" - это было бы классно! 😉  Кстати, думаю, что такие услуги по "информационному аутсорсингу" в будущем будут очень востребованы. И тут наверняка нужна какая-то автоматизация...  Думаю, что сегодня книги в кратком изложении - очень востребованная штука для повышения квалификации любых взрослых профессионалов (особенно в бизнесе).
О списках субъективных 
Представьте, что произойдет обнуление культурного наследия и вся история Книг начнется вновь. Какие три книги имеет смысл положить в основу формирования культуры будущих поколений?
1) Букварь/Азбука - чтобы не утратить навык чтения/письма.  
2) ЛЮБАЯ священная книга, содержащая основы одной из мировых религий.  Например, Новый Завет.  У меня очень сложные отношения с религией; но если моделировать ситуацию "обнуления культуры", то подобный текст будет очень даже не лишним. 
3) Какую-нибудь хорошую поэтическую антологию - где собрано много разнообразных по стилю, времени создания и т.п. стихотворений. Чтобы люди понимали, каким прекрасным может быть слово 😉 
А какие три книги Вы бы взяли с собой в будущее, при условии что читать сможешь только эти книги?
Сложно ответить, т.к. не очень понимаю, о каком "будущем" идёт речь :((.   Если это моё личное ближайшее (реальное жизненное) будущее, то с собой не взял бы НИЧЕГО. Всё прочитанное - в моей голове или в моём сердце. Я уже давно живу не на уровне "фаната отдельных книг", а на уровне глобального "текста текстов".  Мне нравится идея Борхеса о воображаемой библиотеке 😉 - т.е. в будущем мне интересны те книги, которые я ещё не прочитал, и даже не догадывался, что смогу их прочитать. Т.е. не взял бы ни одной книги, но хотел бы в будущем встретить много новых неожиданных книг... 
Какие три книги находятся в Вашем круге чтения сегодня?
1) Только что дочитал Сью Хэтфилд "Что тебя останавливает?" . Основание для выбора: книга по тайм-менеджменту; очень интересно про постановку и достижение жизненных целей. Это интересно мне и для личного развития; и с профессиональной точки зрения, как коучу и психологу.
2) Дочитываю Идрис Шах "Командующее Я".  В своё время увлекался суфизмом, решил освежить в памяти 😉 
3) Слушаю (в основном в дороге) в виде аудиокниги Сесилию Ахерн "100 имен". Где-то полгода назад прочитал её книгу "Время моей жизни", которая сильно удивила своим "развивающим потенциалом" 😉 Книга художественная, очень позитивная, меняет отношение к себе и к своей жизни в лучшую сторону.  Ожидаю от "100 имен" чего-то аналогичного, но пока непонятно...
О будущем книг и чтения
КАЖЕТСЯ, УМБЕРТО ЭКО ЗАМЕТИЛ, ЧТО КНИГА СОЗДАНА ЧЕЛОВЕКОМ ИЗНАЧАЛЬНО КАК НЕКИЙ ИДЕАЛЬНЫЙ И САМОДОСТАТОЧНЫЙ ОБЪЕКТ, КОТОРЫЙ ПРАКТИЧЕСКИ НЕВОЗМОЖНО УЛУЧШИТЬ. Аналогично столовой ложке или колесу.  Разве что помечтать? 😉
Лично мне в книгах не хватает (а) информационной глубины и (б) обсуждения в реальном времени с единомышленниками. 
(а) Я обожаю книги "с примечаниями". Даже художественные книги я стараюсь читать в академических изданиях, в которых обычно присутствует глубокое предисловие + множество сносок-комментариев по тексту. Я считаю, что если не "погружаться в контекст" (т.е. не изучать эти самые сноски и примечания), то мы просто теряем до 90% смысла написанного. Но злая ирония заключается в том, что сноски могут быть на другие тексты, которых сейчас нет под рукой 😉 Надо гуглить, или, что ещё хуже, бежать в библиотеку.  
Мечтается мне о том, что в будущем ЛЮБАЯ книга будет частью единого гипер-текста; плюс будет возможность с помощью удобного интерфейса (голосового, к примеру) запросить сколько угодно комментариев / справок / сведений / иллюстраций / примеров и т.п., ведущих "в глубину" текста. 
(б) понятно, что сейчас полно тематических форумов. Фактически любую книгу можно рецензировать / комментировать / дискутировать с единомышленниками, но... Было бы очень интересно делать это в режиме реального времени: открывая электронную книгу, я вижу, какие ещё пользователи и на какой странице читают эту же книгу.  Плюс есть индикаторы их эмоциональной реакции на текст (легко сделать по мимике, дыханию, зрачковой реакции и т.п.) - т.е. понятно, кто переживает текст примерно так же, как и я 😉  Плюс любая выделенная в книге, или комментарий к ней так же в реальном времени отображается в своего рода "книжной френдленте" - возможно, другие читатели подметят нечто интересное, на что не обратил внимание я.  Т.е. получается такое своего рода "совместное" или "коллективное" 😉 чтение. Думаю, это было бы очень интересно.
БУМАЖНАЯ ИЛИ ЭЛЕКТРОННАЯ?  И то, и другое Для души выбираю бумажные книги, для "разума" (т.е. быстрой и чёткой работы с информацией) - электронные книги.  Думаю, что ещё очень долгое время бумажные и электронные книги будут существовать параллельно.  Как в своё время кинематограф (или видео; или DVD и т.п.)  не "убили" театр; так и новые книжные форматы не "убьют" бумажную книгу. 
КАКИМИ ИМЕННО БУДУТ НОВЫЕ ФОРМАТЫ - ВРЯД ЛИ КТО УГАДАЕТ... Я ставлю на проекционные интерфейсы 😉 "Проекционные интерфейсы" я понимаю в самом широком смысле слова; 3D-печать это тоже такой интерфейс.  
Т.е. текст сможет проецироваться где (на что) угодно и когда угодно в любом возможном для человеческого восприятия формате (зрительные образы; символы; звук и др.). Например, книга может читаться в виде голограммы, вещающей голосом автора или любимого актёра 😉  
Не знаю, реализован ли уже в Гуггле Гласс функционал проецирования книжного текста на стёкла очков; но думаю, что  это уже вполне реально. Следующий (и тоже технически уже ПОЧТИ возможный 😉) шаг, например, проецирование текста на контактные линзы (или сразу на сетчатку). Чем не чтение? 😉
И напоследок...
ОЧЕНЬ ЧАСТО МНЕ ЗАДАЮТ ВОПРОС: "А ЧТО ПОЧИТАТЬ?" Страсть как не люблю такие вопросы, в первую очередь за их неконкретность... 
Но если бы мне сформулировали вопрос так: "Что почитать, чтобы быть глубоко образованным гражданином мира, способным чувствовать и понимать культурные корни и коды ЛЮБОГО художественного текста?", то я бы с чистой совестью рекомендовал две серии книг, которые оказали лично на меня огромное влияние (в плане общего культурного развития 😉) :
Не могу похвастаться тем, что прочитал ВСЁ из перечисленного, но больше половины точно. Надеюсь, есть ещё несколько лет жизни в запасе, чтобы дочитать остальное 😉 
ЕСЛИ ВЫБРАТЬ ОДИН ВОПРОС, НА КОТОРЫЙ Я ХОТЕЛ БЫ ПОЛУЧИТЬ ОТВЕТ, ОТКРЫВ КНИГУ ОТВЕТОВ НА ВСЕ МОИ ВОПРОСЫ, ТО... НО У МЕНЯ НЕТ ТАКОГО ВОПРОСА. Причина очень проста: человек НЕ МОЖЕТ сформулировать вопрос, ответа на который он уже не ЗНАЕТ сам.   Даже если предположить, что я могу сформулировать вопрос, на который я не знаю ответа, то это означает, что я просто не пойму ответ на него, данный мне неким "высшим существом" 😉
Это старая фишка, ещё в середине 20 века достаточно хорошо проработанная лингвистической/аналитической философией.  Если хотите более простого объяснения, то очень рекомендую рассказ Р.Шекли "Верный вопрос", где очень наглядно моделируется встреча с подобным всезнающим Ответчиком 😉
Моя позиция такая: "вопросный подход" к чтению (когда перед/во время чтения я формулирую один/несколько вопросов, ответы на которые я хотел бы получить при чтении) имеет очень ограниченное применение. Любой вопрос - это уже некие рамки сознания, ограничивающие восприятие. Я использую вопросы только в режиме поискового чтения, когда мне нужно от книги что-то предельно конкретное. 
Во всех остальных случаях я считаю, что не я должен ставить книге вопросы, а книга должна (при её чтении с "открытым сознанием") ставить передо мной вопросы 😉  Действительно полезные вопросы (на которые я пока ещё не знаю ответ), ВСЕГДА приходят извне, со стороны.  Только книга (в отличие от людей) делает это очень деликатно :). Надо уметь уважать текст, уметь вслушиваться в него, а не препарировать его своими вопросами... Тогда текст действительно способен удивить нас ВОПРОСОМ... 


PS
ПОЖАЛУЙ, НЕТ КАКОГО-ТО ОСОБЕННОГО ЧИТАТЕЛЬСКОГО ДЕВИЗА. Есть убеждение, что наша жизнь разворачивается по повествовательным законам; и что личность человека - это текст. "Мы сами себе сочиняем и песни и судьбы" 😉

Убежден, что мир будущего (та самая "ноосфера") - это "текст текстов", глобальная гипертекстовая реальность. Думаю, что человек является подлинным человеком лишь тогда, когда он максимально погружён в океан текстов. 
| апрель, 2015
Все выпуски рубрики «Человек из книг» вы всегда найдете кликнув по одноименному тегу
_____________________
Об идеях и инструментах активного чтения и работы с информацией для
практической пользы подробно рассказываю в рамках онлайн-курса «Чтение для практики»
Log in, to post comments
Available to everyone
Oct 15 2022 16:19
Человек из книг — Ирина Гусинская, «Читай, а то проиграешь!»
Ирина Гусинская, замглавреда издательства Альпина Паблишер и автор курса «Как написать и издать бестселлер»
- Окончила МГУ Печати по специальности «Издательское дело и редактирование»
- 20+ лет в книгоиздании.
- 150 собственноручно отредактированных книг.
- 300+ книг вела как ответственный редактор.
- 150+ книг спродюсировала, в том числе книги — лауреаты премий «Просветитель», Ozon и т. п.
- Дважды номинант премии «Ревизор» как профессионал года по версии журнала «Книжная индустрия»
- магистр гастрономического туризма Баскского кулинарного центра
- сомелье Торговой палаты Мадрида
В свободное от работы время продолжаю читать, а также люблю готовить, есть и путешествовать (40+ стран). Увлекаюсь верховой ездой и серфингом.
_________________
«Человек из книг» — это большая глава проекта «Чтение для практики», где публикую беседы с интересными людьми об их взаимоотношениях с книгами, о процессе чтения и инструментах читателя, об отражении и применении прочитанного. Беседа проходит в переписке, а затем я первращаю ее в публикацию и помещаю ее в атмосферу мелодии, которая ничего не подчеркивает, но на многое намекает 😉
Dance of drops by Vadim Bugaev
Dance of drops.mp3
О влиянии и изменениях
КОГДА Я НАЧАЛА ЧИТАТЬ, знает, очевидно, только моя мама, а она отказалась назвать мне точную дату. Но к моменту, когда я пошла в школу, я читала уже бегло, - по скорости чтению была первой все начальные классы (а потом ее перестали измерять).
ЧТЕНИЕ ДЛЯ МЕНЯ — целая Вселенная, важнейший метод познания мира и одновременно способ уйти от него. И уже более 20 лет — основа моей работы. Не сотворяю себе кумиров. Мне симпатичны такие персонажи как, например, Малоссен из книг Дэниэля Пеннака, или Мойст фон Липвиг из Плоскомирья Терри Пратчетта, но у меня никогда не было схемы принятия решений "как бы на моем месте поступил такой-то персонаж". Зато критерий «ты читаешь то же, что и я, значит ты мой друг» меня не подводит. А людей, которые не без гордости заявляют, что, как окончили учиться, читать перестали, потому что жизнь — лучшая книга, стараюсь обходить стороной.
ВОПРОС О КНИГАХ, оказавших наибольшее влияние, — это самый страшный вопрос, который можно задать активно читающему человеку. Он погрузил меня в многодневные размышления. Пару раз я зависала в книжном шкафу, в давно заброшенном ЖЖ и даже в рукописных дневниках школьных времен. Отвечу честно: не могу сказать. Не могу вычленить конкретные произведения, даже отдельных авторов с трудом. Чтение в моей жизни всегда играло слишком большую роль, чтобы вот так взять и назвать Главные Книги.
Я ВСЕГДА ОЧЕНЬ МНОГО ЧИТАЛА: в доме было много книг, когда мне перестало их хватать я шла в книжный или в библиотеку. Зато я помню отдельные моменты, связанные с чтением. Я помню, как в один дождливый летний день прочла «Всадника без головы», завернувшись в плед в углу дивана. Я помню как вместо подготовки к промежутному экзамену по алгебре несколько ночей подряд читала «Хроники Амбера». Я помню, как в весьма нежном возрасте прятала от мамы «Твин Пикс», который мне дал почитать старший брат.
Помню, как, поехав в одиночестве в отпуск, сидела на балконе номера, пила белое сухое и читала рассказы Кинга – и как страшно было потом выключать свет. Я помню, как взахлеб перечитывала Достоевского после первого курса, когда ездила на работу в приемную комиссию к 7 утра на противоположный конец города и как много прочла в то лето философии.
Помню книги издательства «Радуга» из серии «Выбери себе приключение» (вполне себе современные интерактивные), за которыми мы с мамой ездили на Сивцев вражек. Я помню книгу Джерома К. Джерома, в которой у меня вместо закладки лежала обертка от шоколадки, от чего она вкусно пахла.
Помню длиннющие списки чтения на лето не только в школе, но и в университете (у меня были отличные преподаватели что по современной русской, что по зарубежной литературе), которым я всегда очень радовалась и в которых методично ставила галочки. Я помню сайт Макса Немцова, где он выкладывал свои переводы таких прекрасных авторов, как Кристофер Мур или Томас Пинчон. Я помню серию Ex Libris «Симпозиума». К каждой книжной выставке я готовила список книг по издательствам и потом, совершенно счастливая, волокла домой все эти богатства.
МОИМИ КУМИРАМИ всегда были издатели, а вовсе не литературные герои. Судьба моя, кажется, сразу была предрешена.
РОЛЬ ЧТЕНИЯ В МОЕЙ ЖИЗНИ с течением времени не изменилась. Просто его стало больше, - и нехудожественная литература потеснила художественную. Каждую неделю на редсовете мы рассматриваем 15-20 книг, соответственно, чтобы их отобрать, надо прочесть гораздо больше.
О ритуалах и инструментах
ОСНОВНОЙ МОЙ ИНСТРУМЕНТ — редакторское чтение, которому меня обучили еще в университете (Московский государственнй университет печати имени Ивана Федорова, уже трагически переименован) и который я с тех пор неустанно оттачиваю. Помогает быстро выхватывать самую суть и при этом оценивать книгу системно. Иногда профдеформация мешает отложить его в сторону и при чтении для удовольствия.
Я МОГУ ЧИТАТЬ при любых обстоятельствах. Чтение успокаивает, отвлекает и сподвигает на свершения. Если мне нужно проанализировать сложную для меня книгу, я постараюсь отвести на эту задачу утро — просто потому, что утром мозг еще не перегружен информацией.
ЗАПИСИ О ПРОЧИТАННЫХ по работе книгах делаю в электронных заметках на планшете, они синхронизируются с гуглом, так что, сколько бы я устройств ни поменяла, архив моих мнений о прочитанном всегда со мной.
С ЛИТЕРАТУРОЙ ДЛЯ удовольствия сложнее. Я все собираюсь вести читательский дневник, но никак не соберусь. Пока сохраняю фотографии прочитанных страниц, временами выкладываю их в ФБ и инстаграм.
ДА, ПО РАБОТЕ я читаю с экрана - компьютера или планшета. Для души — покупаю бумажные или слушаю аудиокниги.
О выжимках и кратких версиях
Я САМА ДЕЛАЛА такой проект несколько лет назад и до сих пор считаю саммари очень эффективным инструментом: это прекрасный способ донести до вечно спешащего человека знания в предельно сжатой и удобной форме — те знания, которые иначе он мог бы никогда не получить. Жизнь коротка, обидно тратить ее на чтение малоценных книг, а чтобы выбрать ценное в океане изданного, нужны опыт и экспертные знания. Понятно, что это относится к нехудожественной литературе. Также очевидно, что есть масса ограничений: плохо подготовленное саммари может отвратить от хорошей книги, составитель неизбежно вкладывает частичку своего мировоззрения, невозможно отбирать важное, ценное и полезное из книги объективно.
В ЦЕЛОМ КНИГИ в кратком изложении — хорошо и полезно. Даже художественные произведения в хрестоматии имеют право на существование — при условии, что человек не читает только их. А использует хрестоматию как каталог или чтобы вспомнить давно прочитанное. А в идеальной Вселенной я, конечно, за то, чтобы все читали полные тексты. И дочитывали до конца всех «Улиссов».
О списках субъективных
Представьте, что грядут Большие Перемены, после которых произойдет обнуление культурного наследия, и вся история Книг начнется вновь. Накануне этого события вас просят порекомендовать три книги, которые имеет смысл положить в основу формирования культуры будущих поколений. Что это будут за книги? И почему именно они?
Объясняя, почему я отобрала именно эти книги, в процессе упомяну еще пару десятков. Так что давайте так, ультимативно:
«The knowledge», которую мы выпустили под названием «Цивилизация с нуля».
«Все о муми-троллях» Туве Янссон.
«Атлант расправил плечи» Айн Рэнд.
А какие три книги Вы бы взяли с собой в будущее, при условии что читать сможете только эти книги?
Какой ужасный вопрос! Хороших книг так много, что я не могу себя ограничивать и перечитывать уже прочтенное… Я бы взяла книгу на неизвестном мне языке, словарь и чистую тетрадь. Будет чем себя занять первое время.
Какие три книги находятся в Вашем круге чтения сейчас?
Я читаю книгу о гастрономическом туризме, Мариной Мироновой. Точнее, я ее выпускала, но она так прекрасна, что я не могу перестать ее перечитывать.Также очень медленно читаю «Голодный город: Как еда определяет нашу жизнь». Обе эти книги потому, что влияние гастрономии на мир занимает меня настолько, что я поступила в специализированную магистратуру. Ну и еще почти полсотни книг ждут меня на полке в «Букмейте»...
О будущем книг и чтения
У МЕНЯ БОГАТОЕ воображение, так что мне в современных книгах всего хватает
Я БЫЛА В ИНИЦИАТИВНОЙ группе, когда мы в «Альпине» пытались делать интерактивные книги, и за ними, конечно, будущее. При этом я отнюдь не считаю, что бымажные книги умрут. Просто для некоторых жанров синкретическая интерактивная форма подходит гораздо больше.
ОТРИЦАТЬ, ЧТО ЛЮДИ СТАЛИ МЕНЬШЕ ЧИТАТЬ, бессмысленно. Так же очевидно, что они все больше времени проводят со своими смартфонами, планшетами и носимыми устройствами. Так вот в моем понимании логичный путь развития как минимум нехудожественных книг - превращение их в сочетание текста, форматирование которого можно настроить под себя, аудиосопровождения (если глаза устали, такие гибридные книги давно делает «Альпина Диджитал»), а также с видеовставками (живой автор) + собственно интерактив + трехмерные модели, тесты, всевозможные задания с обратной связью. Все это ради того чтобы читатель эффективнее усвоил информацию. Лучшее от elearning с его instructional design, mooc с эффектом присутствия, app с интерактивностью и бумажных книг с их продуманной концепцией.
ДУМАЮ, ЧТО БУМАЖНЫЕ книги будут дорогими и коллекционными, а массово люди будут читать электронку.
И напоследок...
ЕСЛИ БЫ У МЕНЯ БЫЛА ВОЗМОЖНОСТЬ задать некой Вселенской сущности только один вопрос, на который хотела бы получить ответ, то… Ох, я лучше не буду. С такой завязки обычно начинаются приключения героини, а мне пока своих хватает 😉
Кроме того, у Вселенной отличное чувство юмора, так что в ответ на самый серьезный вопрос она наверняка выдаст шутку, смысл которой поймет хорошо если мой внук 😉

PS
МОЙ ЧИТАТЕЛЬСКИЙ ДЕВИЗ? До сего момента девиза у меня не было, но, по некотором размышлении, я придумала такой, безусловно, очень оригинальный: «Читай, а то проиграешь!».
Главное, чтоб теперь не пришлось на фамильном гербе его использовать 😉
| декабрь, 2016
Все выпуски рубрики «Человек из книг» вы всегда найдете кликнув по одноименному тегу
__
В заметке «Ретроспективный взгляд на чтение для практики и 10 источников идей о писательстве и рассказывании историй» можно посмотреть мое выступление с рассказом об инструментах чтения для практики, которое подготовил специально для курса Ирины о писательском мастерстве.
Log in, to post comments
Available to everyone
Oct 01 2022 18:40
Человек из книг — Татьяна Маркова, «Чтение для меня — это жизнь, причем, гораздо более интересная, чем реальность»
Родилась и живу в Москве. Имею сына и взрослого внука. Люблю книги и путешествия. По образованию – радиоинженер, по профессии – программист и преподаватель ВУЗа. Сложные жизненные обстоятельства вынудили сменить любимую работу на бизнес, но позволили объехать весь мир от Камчатки до Таити.
Лирические стихи и прозу начала писать с 1988 года, печататься – с 2018 года. Стихотворение «Смена парадигмы» и рассказ «Ранняя Пасха» опубликованы в Альманахе литературных мастерских CWS «Пашня-3» за 2018 г. . Рассказ «Шутка» напечатан в сборнике «Твист на банке из-под шпрот» . Сборник стихотворений разных лет «Им» , вошел в число номинантов премии «Московский счет» за лучшую поэтическую книгу. Документальный роман «Я была в твоей шкуре» в соавторстве с Ольгой Каверзневой опубликован в изд. БОСЛЕН в декабре 2021 года . Одновременно с бумажной книгой на портале Сторител были подготовлены её аудио (начитана авторами) электронная версии.
В августе 2022 года решила переквалифицироваться из предпринимателей в общественно-культурные деятели. Стала заведующей библиотекой и руководителем литературного «Клуба любителей букв» в дачном кооперативе «Сосновый бор» в подмосковных Мытищах, где живу с начала пандемии. Пишу новый роман с рабочим названием «Война и любовь».
_______________
«Человек из книг» — это большая глава проекта «Чтение для практики», где публикую беседы с интересными людьми об их взаимоотношениях с книгами, о процессе чтения и инструментах читателя, об отражении и применении прочитанного. Беседа проходит в переписке, а затем я превращаю ее в публикацию и помещаю ее в атмосферу мелодии, которая ничего не подчеркивает, но на многое намекает 😉
Walking in the rain, remixed.mp3
О влиянии и изменениях
Читать научилась в 5 лет и с тех пор читаю не переставая. В детстве и отрочестве чтение было основным развлечением, возможностью мечтать и эмоциональной поддержкой, в зрелые годы — саморазвитием, пищей для ума и духовной пищей. С юности увлекалась поэзией и в разные периоды жизни идентифицировала себя с героями стихов Александра Блока, Марины Цветаевой, Анны Ахматовой, Иосифа Бродского. Потом начала писать стихи сама. В зрелые годы моими любимыми героями стали герои Библии (Соломон, Давид, Апостол Павел).
В первой половине жизни любила проживать судьбы литературных героев, их приключения, их путешествия. Они давали примеры, как справиться с трудными обстоятельствами собственной жизни. Но быть похожей хотела на реальных людей, которыми восхищалась. В юности – на папу, деревенского паренька, мечтавшего стать учителем, но ставшим во время ВОВ боевым офицером, а после войны сделавшим серьезную военную карьеру. В более зрелые годы – на маму, учительницу истории, удивительно цельную и светлую личность. Из героев, описанных в Библии хотела и продолжаю хотеть походить на Апостола Павла.
В раннем детстве зачитывалась повестью Бориса Житкова «Алеша-почемучка» - отсюда страсть к познанию. В отрочестве увлекалась героями книг Джека Лондона «Морской волк», «Любовь к жизни», «Сердца трех» и Жюля Верна «Таинственный остров», «Пятнадцатилетний капитан», «Дети капитана Гранта». Эти книги разбудили тягу к путешествиям.
В юности отождествляла себя с героиней стихов Марины Цветаевой и Татьяной из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Моя страсть к поэзии и долго длившееся убеждение, что «татьянам» и «маринам» не светит счастливая любовь – от них.
Потом увлеклась фантастикой, особенно героями книг Стругацких «Понедельник начинается в субботу», «Пикник на обочине» и «Улитка на склоне». От них интерес к техническим новинкам, развитие чувства юмора и вера в лучшее будущее. 
А позднее на некоторое время стала настольной книга Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». Зачитывалась книгами по психологии. Особенной стала книга Виктора Франкла «Человек в поисках смысла». Эта книга оказала на меня сильнейшее позитивное влияние в самый драматичный период жизни. 
С начала перестройки появились книги по личностному росту: «Витамины для ума» и «Сезоны жизни» Джима Рона, «Бедный папа, богатый папа» и «Квадрант денежного потока» Роберта Киосаки, а также все книги Джона Максвелла, из которых получилась внушительная библиотека. Благодаря этим книгам я сумела создать большую коммерческую структуру, приносящую доход.
В зрелом возрасте — Библия, которая научила, что материальный мир и его ценности — это еще не всё.
Основной вывод, который сделала: наибольшей ценностью в жизни человека являются книги и средства передвижения. Книги побуждают совершать поступки, а средства передвижения дают ощущение свободы.
Больше всего мне запоминаются стихи. Например, такие: «Мечты, мечты! Где ваша сладость? Где, вечная к ней рифма, младость?» (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)
Сейчас, как и всегда, чтение для меня — это жизнь, причем, гораздо более интересная, чем реальность. Чтение позволяет сосредоточиться на главной мысли, которую я сформулировала в одном из своих недавних стихотворений: «Всё это было. И ныне. И будет опять. Снова пытаются люди кого-то распять».
В последние годы тематика читаемых мною книг существенно изменилась. Как и в юности стало больше художественных книг, в том числе, классики. Как и мой папа, который в возрасте далеко за 90, перечитывая «Отцы и дети» Тургенева, сделал открытие, что книга эта не про революцию, как он думал в молодости, а про отцов и детей!)), многое воспринимаю в классике теперь по-новому. В частности, впервые услышав целиком Евгения Онегина Пушкина в исполнении Дм. Быкова была просто потрясена тем, как фрагментарно и поверхностно знала это произведение! 
Из нон-фикшн стали интересовать книги из рубрики «Биографии и мемуары». Наверное, потому что мое писательство именно в этом жанре. Открыла для себя Курта Воннегута, была потрясена тем, сколько лет он искал форму, чтобы выразить ужас событий, с которыми столкнулся в юности. Также с удовольствием читаю и перечитываю его высказывания о процессе писательства. 
По-прежнему, как и в годы повального увлечения бизнесом, продолжают интересовать книги по лидерству, особенно сторителлинг (последняя, купленная на ММКЯ — «Нарративное лидерство» Артема Мушин-Македонского), а также книги по улучшению писательского стиля, да и просто — стиля письма. Из последних — книга Максима Ильяхова «Текст по полочкам». Вроде бы пишу письма и другие тексты в интернете с 2000-го года, но нет предела совершенству! 
Особенной стала книга Мортимера Адлера «Как читать книги» в связи с перепрофилированием моей деятельности. Понравился подзаголовок: «Руководство по чтению великих книг». Никогда не думала, что можно и нужно учиться читать книги в зрелом возрасте.
Интерес вызвала книга Лиланда Райкена «Библия как памятник художественной литературы». Хочу создать цикл семинаров «Введение в Библию» для жителей дачного кооператива и не только.
О ритуалах и инструментах
Что касается читательских инструментов – то здесь я консервативна. Моими читательскими инструментами по жизни являются пара глаз и ноутбук.
К «читалкам» так и не привыкла. Есть несколько книг, закачанных в приложение «Книги» моего айфона. Их читаю в общественном транспорте или в очереди куда-либо. Но это фоновый инструмент, которым пользуюсь не часто, так как большей частью – за рулем, где книги не только не читаю)), но даже и не слушаю, чтобы не отвлекаться от дороги.
Хотела научиться слушать книги во время прогулок, но все-таки я визуал, а не слухач. К тому же не люблю наушники – источник звука должен быть на расстоянии, иначе начинает «гудеть» голова.
В молодости читала только вечером и ночью, в основном стихи, романы и фантастику. Начиная с 2006 года установился другой порядок, который почти никогда не нарушаю. С утра до завтрака читаю Библию. После завтрака – нон-фикшн, публицистику и бизнес-литературу. Попиваю при этом кофе. Трачу на утреннее чтение 2-3 часа.
Утром читаю, сидя за столом, переношу цитаты и возникшие мысли в отдельные файлы на компьютере, в книгах нон-фикшн и бизнес-литературе могу подчеркивать или выделять маркером понравившиеся мысли и даже делать записи на полях. Вечером перед сном читаю лежа в кровати художественную литературу (романы, мемуары, стихи) в течение 1-1,5 часа.
Если книга не увлекает сходу – откладываю после первых 30-и мин и открываю другую. В книгах художественной литературы ценю полиграфию и никогда не делаю пометок. Если книга понравилась, оказалась интересной или созвучной могу написать свои впечатления «в заметках» или выразить эмоции от прочитанного в «письме другу».
Одновременно читаю 3-7 книг, которые всегда лежат на письменном столе в поле зрения.
О выжимках и кратких версиях
Не использую книги в кратком изложении. Привыкла сама пережевывать пищу и составлять собственные конспекты.
О списках субъективных
Представьте, что грядут Большие Перемены, после которых произойдет обнуление культурного наследия, и вся история Книг начнется вновь. Накануне этого события вас просят порекомендовать три книги, которые имеет смысл положить в основу формирования культуры будущих поколений. Что это будут за книги? И почему именно они?
- Библия (книга, формирующая мировоззрение)
- Александр Сергеевич Пушкин Собрание сочинений (образец русского языка)
- Виктор Франкл «Человек в поисках смысла» (исследование человеческой души)

А какие три книги Вы бы взяли с собой в будущее, при условии, что читать сможете только эти книги?
- Библия (настольная книга)
- А. С. Пушкин «Евгений Онегин» (любимая поэма)
- Курт Воннегут «Бойня номер пять или Крестовый поход детей»(Любимый зарубежный роман)

Какие три книги находятся в Вашем круге чтения сейчас?
- Артём Мушин-Македонский «Нарративное лидерство»
- Мортимер Адлер «Как читать книги»
- Лиланд Райкен «Библия как памятник художественной литературы»
О будущем книг и чтения
Художественная и мемуарно-биографическая – бумажная и аудио.
Нон-фикшн и бизнес-литература – для экономии средств и пространства, а также для легкости цитирования – электронная. Однако не перестаю покупать и бумажные…
Развлекательная – бумажная и аудио.
Единственное, чего мне не хватает в процессе чтения — это времени и запасной пары глаз)). Да, вот еще что: хотела бы научиться читать/писать стоя и приобрести для этой цели «конторку».
И напоследок…
Если бы у меня была возможность задать некой Вселенской сущности только один вопрос, на который хотела бы получить ответ, то вот как бы он звучал — есть ли подобные людям существа во вселенной?
А вот если говорить о вопросе, который остался без ответа, то… представляете ли вы свою жизнь без книг? — Не представляю!
PS
Читательский девиз? Невозможно без этого жить.
| сентябрь, 2022
Все выпуски рубрики «Человек из книг» вы всегда найдете кликнув по одноименному тегу
_____________________
Об
идеях и инструментах активного чтения и работы с информацией для
практической пользы подробно рассказываю в рамках онлайн-курса «Чтение для практики»
Log in, to post comments
Available to everyone
Sep 17 2022 17:54
Человек из книг — Андрей Михайленко, «Моими героями всегда были авторы»
Андрей Михайленко
- психолог, коуч, предприниматель, со-основатель и партнёр Sapiens Lab.
- у Андрея более 15-ти лет опыта в топ-менеджменте на позициях генерального директора и члена совета директоров, в том числе ОАО «Телекоминвест », основного соучредителя «Мегафон »; он работал в госсекторе (Председатель комитета по инвестициям и стратегическим проектам в Администрации г. Санкт-Петербурга);
- реализовывал собственные предпринимательские проекты в России, Финляндии и Мозамбике;провел долгосрочную программу д