RU
Анкап-тян
Анкап-тян
13 подписчиков

Сценарий про детей, наконец-то целиком

Дети
В прошлой паре роликов мы рассмотрели мораль и право – два вида спонтанных порядков, которые регулируют вступление в конфликты и выход из них. Напомню, что спонтанный порядок – это непреднамеренные последствия поступков множества людей. Их нельзя сознательно создать. Мы можем лишь описывать существующие, или пытаться предсказывать, во что они превратятся вслед за изменениями в обществе. Сегодня мы попробуем разобраться, как мораль и право будут проявляться при анкапе применительно к детям.
Заставка
Проблема абортов
Начнём с беременности. Один организм развивается в другом. Это классическая ситуация конфликта за ресурсы, которая запросто может привести к войне, в которой эмбрион отторгается, и происходит выкидыш. Считать ли это убийством? Если нет, то чем это отличается от ситуации, когда один пихнул другого на горной тропке, и тот улетел вниз? То ли несчастный случай, то ли убийство по неосторожности, то ли спланированное убийство, замаскированное под несчастный случай. Так и с выкидышем. То ли это полная несовместимость организмов, то ли следствие неосторожности, то ли химический аборт.
Или, скажем, чем беременность отличается от сиамских близнецов? Тоже два организма в одном теле, конкурируют за одни и те же ресурсы. Если один из близнецов убьёт другого, мы ведь сочтём это убийством, так почему мы не считаем убийством аборт? А если это убийство, почему убийца остаётся безнаказанной?
Попытки разрешить подобные вопросы чисто логически — обречены на неудачу. Один теоретик заявит, что эмбрион это захватчик чужих ресурсов, а потому может быть выдворен, даже если он после этого не выживет. Другой скажет, что если ты владеешь островом, то ты не имеешь права убивать жертву кораблекрушения за то, что её прибило к твоему берегу. Так и в случае с беременностью ты обязана выносить ребёнка, а уже потом, когда он сможет тебя покинуть, то можешь выставлять ему счёт с отсрочкой оплаты (теоретики такие теоретики!). Один заявит, что зигота это уже субъект права. Другой — что ребёнок приобретает правосубъектность по мере эмансипации, и на этапе пренатального развития эта правосубъектность почти нулевая.
Фактически же всё будет решаться сложившейся в конкретном обществе моралью, а аргументы в её оправдание найти несложно, уж поверьте. Мы можем лишь констатировать, что чем дороже мы ценим человеческую жизнь, тем больше вероятность, что мы будем аккуратны с контрацепцией, вместо того, чтобы рассчитывать на возможность аборта.
Есть и ещё одно важное соображение. Обычно аборт делается не из-за того, что жалко ресурсов организма на вынашивание и роды. Скорее всего, проблема в страхе перед тем, что последует уже после рождения. Например, стало известно, что у ребёнка врождённая болезнь, и её лечение матери не по карману. Или из-за самоизоляции накрылся бизнес, и не на что будет кормить даже здорового ребёнка. Поэтому наиболее эффективный способ демотивировать женщину к совершению аборта – это гарантировать ей, что после родов она может отдать ребёнка и более не нести за него никакой ответственности. Более того, если женщина будет настаивать на оплате её издержек по вынашиванию, это также вполне разумное требование. Его стоит удовлетворить, благо желающих заплатить за право усыновления младенца в мире достаточно много. Так что при анкапе эта рыночная ниша вряд ли будет пустовать. Компания оплачивает женщинам беременность и роды в обмен на переуступку родительских прав, а дальше ребёнок достаётся новым счастливым родителям, рыночек порешал, все довольны (тут можно примеров прессы про суррогатное материнство).
Проблемы воспитания
Теперь перейдём к воспитанию детей. Родитель воспитывает ребёнка. Он терпит связанные с этим неудобства, несёт расходы, отказывается от каких-то планов, в которые ребёнок не вписывается. Ради чего? Ему виднее, ради чего. Это может быть радость от наблюдения за развитием жизни и гордость от своей причастности к этому развитию. А может быть банальная привычка: вроде сильно не мешает, пусть живёт, пока не вырастет. Может вмешиваться страх перед общественным осуждением: будешь плохо воспитывать, назовут плохим родителем. А может быть прямо противоположный мотив: продемонстрировать всем успехи ребёнка и получить общественное признание.
Всё это в разной степени относится и к содержанию менее разумных домашних питомцев, вроде кошечек, хомячков или рыбок. Разница лишь в том, что эти питомцы не могут рассчитывать на эмансипацию после взросления.
В какой мере общество, в лице произвольных третьих лиц, может вмешиваться в процесс воспитания ребёнка? Это решается уже известным нам спонтанным порядком вступления в конфликты, то есть моралью. Наблюдая за действиями родителя в отношении ребёнка, человек может испытывать беспокойство, и для его устранения в какой-то момент может вмешаться. Последствия этого вмешательства расхлёбываются уже при помощи спонтанного порядка выхода из конфликтов, то есть права.
Современный мир знает примеры прямо противоположных моральных требований общества к родителям. Им могут пенять на недостаточную набожность ребёнка и на избыточную. На то, что дерётся, и на то, что рохля. На то, что одевается ярко, и на то, что носит хиджаб. На раннее сексуальное развитие и на пренебрежение уроками полового воспитания.
Ну а что при анкапе? Вот мы вывели, что мораль при анкапе одобряет предпринимательство и не одобряет агрессивное насилие. Как эта мораль скажется на воспитании детей?
Можно предположить, что будут поощряться заработки с довольно раннего возраста. В более консервативных семьях это будет скорее вовлечение в бизнес родителей, в более свободных – поощрение самостоятельного поиска возможностей.
Также можно предположить, что посторонние будут без особых колебаний вмешиваться, если увидят насилие между взрослым и ребёнком. Нет никакого вездесущего правительства, на которое можно было бы возложить ответственность, так что навык решительного, но дипломатичного вмешательства вряд ли будет пылиться у людей без дела.
В условиях, когда применять к детям авторитарные практики будет чревато проблемами, скорее всего, гораздо чаще будет использоваться медиация. Вместо «будешь плохо себя вести — отдам тебя дяде» будет что-то вроде «мы с тобой не можем договориться — давай дядя нас рассудит». В обществе, где уважается право, к нему в принципе прибегают гораздо чаще, чем в обществе правового нигилизма. И воспитываться этот навык будет, конечно, с детства.
Ну а что насчёт двух стандартных пугалок, связанных с анкапом? Где про вовлечение детей в секс? Где про подсаживание про наркотики? Давайте коснёмся и этого.
Что роднит в сегодняшнем мире коммерческий секс и психоактивные вещества? Благодаря законодательным ограничениям цена на них существенно выше, чем была бы на свободном рынке. При анкапе рынок свободен, поэтому секс и вещества представлены в куда большем ассортименте и в самых разных ценовых категориях. Однако структура спроса и предложения станет другой. Так, при свободном рынке алкоголя никто не пьёт денатурат, да и потребление водки снижается в пользу более лёгких напитков. Аналогично, вещества с наиболее вредными побочными эффектами исчезнут с рынка в пользу более лёгких. То же и с сексом. Продаваемый легально и добровольно, он будет в основном стоить недорого и предоставляться скорее на любительской основе, а не на профессиональной. Это станет скорее ненапряжной подработкой в период получения образования или в начале карьеры.
Вернёмся к детям. В какой мере всё это может их касаться? В благополучной семье ребёнок скорее учится зарабатывать, и для него это больше игра, чем насущная необходимость. Он возьмётся за несложную и неунизительную работу, особенно такую, которую сможет для себя превратить в игру. Вряд ли такой работой станет коммерческий секс. В бедной семье ребёнок быстро становится полноценным кормильцем, и тут не до рассусоливаний. Если подросток обнаружит, что секс-работой можно заработать больше, чем услугами няни или раздачей буклетов, то просто пойдёт и устроится на эту работу. Раннее взросление, так получилось. Впрочем, анкап слабо совместим с бедностью, так что подобное может случиться разве что в недолгий период после стихийных бедствий.
Ролик получился не очень связный, потому что в нём мало теории, а больше практического приложения описанных ранее концепций. При желании вы теперь легко можете и сами воспользоваться этой теоретической базой, чтобы применить её на практике.
На этом мы заканчиваем цикл роликов про то, как работает безгосударственное общество. В следующем цикле мы займёмся исследованием того, как оно достигается.
avatar
Аборт я считаю тяжёлым моральным переживанием для женщины, и не готова отказывать всем остальным в праве также высказывать свою моральную позицию касательно этого решения. Однако единственно допустимая форма предотвращения аборта со стороны третьих лиц - это попытки предложить женщине ту или иную компенсацию за то, что она доведёт вынашивание до конца. Более того, если она категорически заявляет, что ребёнок ей не нужен, то препятствование аборту будет аморальным, если препятствующий отказывается взять ребёнка себе или ещё как-то нести ответственность за его дальнейшую жизнь.
Короче, клиент не имеет права предлагать другим пиво за счёт заведения.

Уровни подписки

Нет уровней подписки
Наверх